09.03.2011
Беседы с психологом
Вопрос очень глубокий и серьезный. Со времен З. Фрейда и до последних по времени исследований известного харьковского психолога А.С. Кочаряна он так и не исчерпан научной мыслью, хотя есть некоторые базисные векторы, которые определяют основной водораздел. Маскулинность и фемининность суть половое проявление сексуальности, т.е. конституциональные, поведенческие, интеллектуальные и другие признаки, характеризующие собственно мужской и женский типы внешности и поведения. Традиционно типично мужской стиль полоролевого поведения проявляется в жесткости, решительности и экспансивности. Напротив, типично женственный тип поведения предполагает мягкость, стремление быть опекаемой, сентиментальность, любовь к детям и приверженность семейным ценностям. А вот побудителем, формирующим то и другое, выступают, во-первых, анатомо-физиологические особенности организма, во-вторых, социокультурные нормы и, в третьих, условия жизни общества. Так что если мы условно выделим два социально и биологически равноценных типажа – «настоящий мужчина» и «настоящая женщина», то в разное историческое время, в разных обществах они остануться равны самим себе, хотя и обрастут различными градациями, от легких отклонений до извращенных типажей. Первые – от Воина до «голубого». Вторые – от Прекрасной Дамы до Амазонки . А в общем повторю за З. Фрейдом, мужское означает субъект, активность и обладание, а женское – объект, пассивность и принадлежность. Пожалуй, от этого и можно танцевать
2. А.Ф., как –то обидно, что женское – пассивность. Я не согласна. Это – во-первых. Во-вторых, есть ли какая-то градация маскулинности?
А.Б.: Ну, что касается обиды, то, как известно, на обиженных воду возят. И понятно, почему. Прежде всего потому, что обида означает не что иное, как границу, предел твоих возможностей, на которые указывают действия «обидчика». Чувство обиды есть индикатор «запредельного» для тебя. Что касается градации маскулинности то она, конечно, есть. Начиная от недифференцированной мягкости, податливости, покладистости (типаж «хиппи», женского портного), до такого себя «повесы», плейбоя и вообще активиста разных общественных тусовок, а завершает градацию типаж «крутого парня» с мощными челюстями, замедленной речью и крутыми кулаками. Проблема-то в том, что параметр маскулинности-фемининности не является психологически определяющим в характеристике мужчины.
3. Ну, вот Дэвид Духовны их Х-файлов – это такой типаж?
А.Б.: Вот, кстати. Отличный пример. Герой Дэвида Духовны – типичный «активист» и плейбой. На супермена не тянет никак. До Джеймса Бонда ему далеко, как от Земли до Альфы Центавра. Но! В нем есть духовность, идея. А духовность – это особое измерение человека, прежде всего, мужчины. Это та стойкость, непоколебимость, обладая которой мужчина предпочтет умереть, погибнуть, но позиций не сдаст. Когда-то был такой потрясающий фильм «Сотников», фильм Ларисы Шепитько. По сюжету два красноармейца, слабенький Сотников и здоровенный его приятель попадают к немцам в плен. И вот здоровенный приятель становится предателем и ползает на брюхе перед немцами, умоляя сохранить ему жизнь. А хилый Сотников становится героем и возвышается над врагами и предателями, даже в своей смерти превосходя их силой своего духа. Так что маскулинность-фемининность – есть всего лишь форма проявления полоролевого поведения. А сущность человека и, прежде всего, мужчины – в его духовной стойкости. Сдаст или не сдаст. Выдержит или не выдержит. В этом соль. И женщины это отлично чувствуют. Это и мужчины понимают, но женщины чувствуют.
Т. П. В чем разница в смыслах жизни крутых парней и противоположных им книжных мальчиков?
А.Б.: Если коротко до смешного, то смысл жизни книжных мальчиков – стать еще одним Бенедиктом Спинозой или Андреем Сахаровым. А назначение крутых парней – изжить в себе хулигана и стать спецназовцем или, на худой случай – бодигардом. Замечу при этом, что книжный мальчик или не книжный – это особенности интеллекта, а не маскулинности-фемининности. Миша Лермонтов был очень даже книжным мальчиком, но это рыцарь, джентльмен, храбрец и дуэлянт. Или очень книжный поэт Николай Гумилев – высшее воплощение мужественности и благородства. А вот Анатоль Курагин из «Войны и мира» - гроза женщин и сердцеед, на самом деле оказался весьма и весьма малодушным созданием. Андрогинная модель, что почему-то назойливо навязывается современным Голливудом , вообще пропагандирует равнозначность и равновеликость маскулинности и фемининности у мужчин и женщин. Можно догадаться, отчего. Дело в том, что современная англо-саксонская цивилизация все дальше отходит от христианской культуры к культуре языческого Рима. А для дохристианской культуры с ее распущенностью, бисексуализмом, свальными оргиями и культом телесности внешнее, видимость всегда преобладали над внутренним, над сущностью. Вспомните хотя бы пустые глаза античных статуй при идеальных торсах.
4. Т.П.С кем дружить?
На мой взгляд, речь в вашем вопросе идет прежде всего о мужчинах, страдающих нарциссизмом. Ведь мужчины-нарциссы ищут в объекте любви прежде всего самих себя. Парадокс этой ситуации в том и состоит, что мужчины-нарциссы любят по женскому типу. Дело в том, что первоначально ребенок любит самого себя и воспитывающую его женщину. Затем, с половым созреванием юношей, у мужчины главенствующей становится любовь к женщине. А у девушек, женщин – любовь к себе, интенсивность которой определяется силой любви мужчины. Поэтому-то психоаналитики и различат любовь по мужскому типу и по женскому. У мужчин-нарциссов преобладает любовь по женскому типу. Это главное. А то, что мужчина при этом оказался очень маскулинным – детали.Так, по крайней мере, считал еще З.Фрейд.
5. Какие женщины каких мужчин предпочитают?
Формулы любви существуют. Я просто перечислю их, ссылаясь опять-таки на З. Фрейда, а затем постараюсь привести примеры. Итак, первая: любят того, кто обладает теми качествами, которых не хватает тебе самому для достижения собственного идеала. Формула вторая. Любят того, каким сам себя представляешь (чем был когда-то; что часть тебя). Формула третья: любят того, кто нуждается в защите и того, кто защищает.
Примеры: Формула первая.
1) Кинофильм «Формула любви». Молодой помещик и путешествующая с графом Калиостро Машенька полюбили друг друга, т.к. они одинаково молоды и одинакового происхождения.
2) Формула три очевидна: любой. вестерн……………..
3) Формула один: любовь к «звезде.
6.Почему некоторым женщинам нужен в мужчине привкус негодяйства?.
На ум приходит очень правильный Ипполит из фильма Рязанова. Любовь-то у него с Надей так и не получилась Все гладко, правильно, скучно до тошноты. Женщине, если она, конечно, живое существо, все же хочется какого-то приключения, риска, авантюры.Словом, изюминки. Так что речь, вероятно, идет о том, что может взволновать, всколыхнуть, взбудоражить.Женщине ведь тоже хочется волноваться,глядя на мужчину, чувствовать его уверенность и игру сил. Без атмосферы риска и приключения жизнь ведь пресна, не так ли?
7. Это мужской тип любви.
Посмотрите, как маленький, шестилетний мальчик ухаживает за девочкой , как он оберегает своего щенка или котенка.В каждом мужчине живет предчувствие подвига. И подспудно он к нему готовится. Ваш спутник изьявил готовность броситься к ногам дамы и служить ей. Это очень мужской тип поведения.
статья опубликована в журнале "Женский журнал" в рубрике "Психо беседы с психологом"