Пн-Вс: 09:00-22:00

 
г. Киев ул. Саксаганского, 15 (067) 123 00 67 info@irnika.com.ua на карте

06.03.2011

Беседы с психологом

Правда и мифы о психическом состоянии талантливых людей

Все видели портрет Энштейна с высунутым языком? Разве можно предположить, что этот дурашливый старичок, который к тому же малость не в себе, - столп мировой науки? Нам очень нравится этот портрет гения. Даже больше, чем автопортрет Ван Гога с отрезанным ухом (тоже гений и тоже, мягко говоря, неадекватен). А еще нам нравится думать, что талантливые люди психически не совсем здоровы. И непонятно: то ли мы завидуем (сами-то обидно нормальны), то ли просто смотрим фактам в глаза.

Сальвадор Дали, которого считали безумцем, высказался на сей счет: «Единственная разница между мной и сумасшедшим состоит в том, что я абсолютно нормален».  Так в чем же искать эту разницу? Действительно ли талантливые люди имеют отклонения в психике?

Об этом беседуют ТАТЬЯНА ПЕТКОВА и доктор психологических наук, практикующий психотерапевт АЛЕКСАНДР БОНДАРЕНКО.

Татьяна Петкова: В связи с недавним самоубийством  российского певца и композитора Мурата Насырова пресса и телевидение вновь принялись рассуждать о том, что одаренность рука об руку идет с умопомешательством. Александр Федорович, что вы думаете об этой теории: если талантлив, то непременно «с приветом»?

Александр Бондаренко: Во-первых, это миф, т.е. выдумка Во-вторых, очень распространенный. Породил его Чезаре Ломброзо –теперь почти уже забытый итальянский криминалист-антрополог, который в конце 19-го века написал ряд книг с претенциозными заголовками типа «Женщина проститутка и преступница», «Гениальность и помешательство» и выдвинул гипотезу о параллелях между способностями человека и его психическим здоровьем. По сути, он первым сформулировал тезис: гениальность – это разновидность безумия. Этот броский тезис как любой ходячий  предрассудок  занял огромное место в общественном сознании, хотя  соответствует истине не больше, чем заявление о том, что в устье Днепра водятся  аллигаторы. Но у этого мифа есть постоянный источник подпитки: талантливые люди – на виду, окружены пристальным вниманием, вот и создается впечатление, что они в большей степени, нежели все остальные, болеют душевными расстройствами. Наукой доказано, что психические отклонения у гениальных людей встречаются не чаще, чем у обычных, просто гении более заметны. Возьмем довольно распространенное заболевание – биполярное расстройство психики, которое проявлялось, по ряду свидетельств, у  Владимира Высоцкого: это когда приступы эйфории сменяются приступами безысходности. Да в любой районной поликлинике психиатр вам скажет, что людей с симптомами биполярного расстройства – сотни, в мире –  сотни тысяч, но среди них нет ни одного Высоцкого. Так что диагноз никакого отношения к  таланту не имеет.

Т.П.: Но разве талант – не отклонение от нормы? Ведь широко известна психологическая формулировка, что  есть деструктивные отклонения от нормы – маньяки и прочие малоприятные личности, а есть конструктивные – это гении.

А.Б.: В психологии и психиатрии четко различают показатели душевного здоровья и показатели одаренности. Эти разные, не связанные между собой понятия в обывательском сознании путаются - что и приводит к различным заблуждениям вроде того, что по-настоящему талантливый человек обязательно не совсем здоров в психическом плане. Это вовсе не так. Полно душевнобольных заурядных личностей и полно психически здоровых талантливых людей. Говоря о том, что талантливые люди – не совсем нормальны, большинство из нас попадают в терминологическую ловушку. Да, талант – это отклонение от нормы. Но не в плане душевного здоровья, а в плане особенностей устройства высшей нервной системы. Действительно,  одаренность и ее высшая степень, гениальность сопровождается несколько иной, чем у всех остальных людей, работой мозга. Одаренные люди отличаются повышенной динамикой мозговой активности, более высоким интеллектом и гораздо более пластичной нервной системой. Проще говоря, мозг одаренного человека работает в десятки раз продуктивней, чем мозг человека ординарного. В результате исследований это уникальное явление получило простое физиологическое объяснение: мозг талантливого человека лучше снабжается кровью в силу более развитой системы сосудов. У многих таланьливых людей наблюдается даже такое явление как сосудистая мальформация ( расширение сосудов в результате чрезвычайно интенсивного снабжение  мозга кровью ,а , следовательно, кислородом)– вот, например, у Андрея Миронова была эта особенность, что делало его энергичным, продуктивным, искрометным. Однако разгадка гениальности – не только в одной физиологии. Если бы Миронов не был наделен актерским дарованием, то никакая сосудистая система не помогла бы ему стать гениальным артистом.

Т.П.: Я читала о том, что некоторые ученые связывали загадку гениальности с какими-то таинственными участками человеческого мозга, которые есть якобы у избранных.

А.Б.: Недавно скончавшийся французский философ Ролан Барт еще  в 50-е годы ХХ века  в своих статьях выражал удивление по поводу того, до чего охотно обыватели склонны мистифицировать умственную деятельность и усматривать в каждом незаурядном человеке некую аномалию. Он даже высмеивал статью по поводу смерти Энштейна, которая называлась «Мозг ученого», потому что журналисты написали, будто загадка гениальности – в особенной величине мозга, в его таинственных компонентах. В свое время ученые тщательно исследовали мозг Ленина,  Маяковского,Эйнштейна, других выдающихся людей, но ничего сверхъестественного не обнаружили. И сделали вывод: объяснять гениальность величиной мозга так же нелепо, как объяснять стоимость пиджака структурой его ткани.  С душевными болезнями одаренность не имеет ничего общего.

Т.П.: Я вот вспомнила, что математик Ричард Неш был шизофреником, психическими заболеваниями страдали Врубель, Ван Гог, Чюрленис, неврозы одолевали Достоевского и Гоголя… Разве этим людям не помогали их душевные расстройства? Ведь, как мне кажется, психическая болезнь в определенной степени снимает ограничения, высвобождая ничем не сдерживаемую фантазию?

А.Б.: Величие этих людей в том и состоит, что они стали гениями вопреки своей болезни. Вспомните хотя бы фильм «Игры разума», этот  гимн человеческой любви и преданности. Душевная болезнь могла бы исковеркать  жизнь главного героя – прототип которого – знаменитый  математик Нэш, но любовь жены, сына, помощь друзей помогли ему победить  шизофрению и добиться блестящих успехов в науке. Очередной миф – верить, что психическое заболевание раскрепощает фантазию и питает вдохновение. Миф этот родился в середине  того же ХХ века, когда начались массовые эксперименты с галлюциногенами. Было потрачено немало денег и изучено еще больше иллюзий. Оказалось, что  человеческие видения, как и сны, не содержат никакой иной информации, кроме слышанного или виденного ранее. Особенно это заметно у детей: дети галлюцинируют исключительно в пределах читанных им сказок или бытовых, в крайнем случае телевизионных сюжетов..  Миф же  о том, что гениальные артисты и художники непременно шизофреники и параноики, получил мощную подпитку в 60-е годы прошлого века, когда возникло так называемое антипсихиатрическое течение, опровергающее классические клинические диагнозы. Мне довелось лично общаться с выдающимся американским психотерапевтом Карлом Роджерсом, и  я поражался упорству, с каким он не желал признавать диагноз «шизофрения».Позже я узнал: его сын всю жизнь страдал этой болезнью, и у Роджерса сформировалась защитная реакция – он заявлял, что такого диагноза не существует. Но, конечно, не в Роджерсе дело. В 60-е годы стало быстро развиваться общество потребления, и сфера медицинских, в частности, психотерапевтических услуг живо откликнулась на это: в обществе слово «пациент» («страждущий») было заменено словом «клиент» («заказчик»).. Государственное ассигнование на психиатрическую помощь в США с тех пор было сильно урезано,а люди стали вынуждены обращаться к частным  психотерапевтам, которым было  выгодно, не ставя диагноз, зарабатывать на пациентах, проводя с ними беседы в бесконечных психоаналитических сеансах. Тем самым девальвировалась серьезность и опасность психических заболеваний. Вот тогда-то стало очень модным выдавать симптомы душевных разладов за признаки одаренности, талантливости.  Со временем антипсихиатрическое течение потеряло актуальность в силу одиозности. На сегодняшний день сегодня ситуация изменяется, хотя на Западе и сейчас психически нездоровых людей врачи нередко отправляют прежде всего на психотерапию вместо требуемого сочетанного (у психиатра и психолога) лечения.

Т.П.: Процент душевнобольных в разных обществах – и благополучных и развивающихся – везде приблизительно одинаков: той же шизофренией страдает 1 человек из 1000. Существует ли статистика, каков процент одаренных людей в обществе?

А.Б.: Такой статистики нет, и вот почему. Психическое заболевание уточняется путем отслеживания его клиники, диагностируется с помощью специальных методик, иногда  в течение нескольких месяцев. А одаренность диагностировать значительно сложнее.  Тут речь ведь идет не о клинике, а о достижениях. К тому же одаренность проявляется в разом возрасте: одни способности, как талант играть в шахматы или петь, очевидны уже в детстве, а другие, например, литературный талант, могут раскрыться гораздо позже – и в 40, и в 50 лет. И такой важный момент: одаренность – понятие не только врожденное, но и синтезированное: генетические способности сплавляются с культурной ситуацией, в которую попадает человек. Поэтому в разное время процент одаренных людей разный. Бывают целые эпохи гениев, когда  вдруг появляется много художников, поэтов, писателей, композиторов, ученых. Это и признак, и следствие того, что в обществе сложились максимально благоприятные условия для талантливых людей: атмосфера в социуме, общие настроения способствуют раскрытию их способностей. Вот возьмем последнюю эпоху гениев – первая четверть прошлого века. Потрясающее время! Зарождается квантовая физика, делаются открытия в генетике, подтверждается теория относительности, в психологии наблюдается огромный прорыв, а про живопись я просто молчу – Пикассо, Шагал, Матисс Модильяни, Кандинский!

Т.П.А вычислить одаренность как-то возможно?

Ни одна статистика в мире не может точно зафиксировать процент одаренных людей – потому что неизвестно, когда, при каких условиях она проявится, и проявится ли вообще. Зато можно более-менее точно определить их личностные свойства, ключевые качества. В мире науки широко известен долговременный эксперимент, который ведется вот уже более 90 лет в 100 странах мира: ученые наблюдают за тем, как складываются судьбы детей с высоким интеллектом и незаурядными способностями к чему-либо. Уже известно, что такие люди отличаются тремя основными особенностями. Первая: их личная история не зависит ни от истории страны, ни от истории семьи, в которой они живут (то есть, они достигают значительного успеха даже в бедной стране и невзирая на неблагополучную родительскую семью). Вторая: они более счастливы в личной и профессиональной жизни. Третья: они отмечены повышенным чувством личной независимости. Еще они любознательны, ребячливы, способны к невероятной сосредоточенности и снисходительны к другим. Таких людей американский психолог Абрахам Маслоу назвал «самоактуализирующимися личностями».

Т.П.: Это ведь Маслоу интересовался характерами нобелевских лауреатов?

А.Б.: Да, в середине прошлого века он вел исследования психологических особенностей нобелевских лауреатов. Маслоу задался целью выяснить, чем же они отличаются от всех остальных людей? И вот к каким выводам  пришел. Эти, вне всякого сомнения, одаренные люди отличаются свободолюбием, нестандартностью мышления и определенным инфантилизмом. Многие, кто был близко знаком с великими людьми, отмечают их детскость, беспомощность в быту, неприспособленность к  обыденной жизни.. Яркий пример – академик Сахаров. Гениальный физик, столп целого поколения диссидентов, он был в быту трогательно беспомощен. То же самое можно сказать и о Ландау: гениальный ученый, в повседневной жизни был не просто бестолков – опасен. Мало того, что трепал нервы жене своими бесконечными и демонстративными  любовными похождениями, которые наивно считал чем-то пустяковым. Бесшабашно лихачил на дорогах. Попал в страшную аварию, покалечился, так и умер, не оправившись от тяжелых травм. Нередко гениальные артисты, шахматисты или ученые в обычной жизни бывают не очень примерными семьянинами, безответственными родителями, необязательными приятелями.

Т.П.: И чем же психологи объясняют такой перекос в одной личности? А вот интересно, не будь такой человек гением – он все равно был бы плохим семьянином и недотепой в быту?

А.Б.: Непростой вопрос. Понимаете, когда человек глубоко погружается в одну сферу деятельности, у него сужается внимание: он становится совершенно безразличным к другим сторонам жизни, кроме той, что является для него главной. Этот феномен рассеянности породил множество шуток о чудаковатом профессоре, который надевает разные носки и не замечает, что он ест. Да вспомните хотя бы  знаменитого Шурика, знаменитого персонажа из комедии Леонида Гайдая. Как он с понравившейся ему студенткой готовился к экзамену, не замечая при этом самой девушки. Похожую рассеянность может испытать каждый: когда мы всецело поглощены чем-то важным, интересным, сил и внимания ни на что другое уже не остается. Но если обычный человек в таком состоянии пребывает несколько часов или дней, то гений – месяцы и годы. Немудрено, что со стороны он выглядит словно немного не в себе.

Т.П.: Выходит, пресловутые странности одаренного человека вызваны всего лишь суженным сознанием, феноменом рассеянности? Разве  «тараканов» в голове гения не больше на порядок, чем в голове заурядного клерка?

А.Б.: Не думаю. За всю свою жизнь я общался с огромным количеством людей – и с очень одаренными, даже знаменитыми, и с заурядными. Странностей у одаренных людей я не наблюдал. Другое дело, у них имеются личностные особенности, которые они не считают нужным подавлять или скрывать. Им не страшно «не быть, как все», чего боятся многие обыватели. Они независимы во мнениях и суждениях. Я вспоминаю покойного Николая Михайловича Амосова – ему была присуща удивительная свобода суждений. Он  и поступал так, как ему казалось правильным, нужным.. Один журналист делился со мной впечатлением: «Я пришел к Амосову на интервью, когда он еще был директором института кардиохирургии, а он вдруг встал из-за стола и сел под стенкой, по-турецки поджав ноги». Журналист смутился. А я могу сказать, что  в 70-е годы когда это происходило, на Западе были весьма популярны тренинги, на которых люди сидели именно на полу: это выводит из привычного контекста, располагает к общению. Многие любили сидеть в такой позе, но далеко не каждый человек, тем более директор института, мог позволить себе такую вольность на рабочем месте, во время интервью.  

Т.П.: А я помню, как один известный актер, к которому я приехала в Москву на интервью, в начале беседы предупредил: «Извините, если мне будет скучно – встану и уйду. Я всегда так делаю, даже если дома у меня гости. Не хочу быть заложником вежливости и зря тратить свое время». К счастью, беседа задалась, актер не прервал интервью. А я подумала: «Грубиян или чудак?»

А.Б.: Одаренные люди могут себе позволить снизить степень социального лицемерия. Они не считают нужным притворяться, делать вид, что им все нравится - даже если все вокруг это делают. На ум приходят слова поэта пронзительной искренности и трепетности, Бориса Пастернака: «Книга – это куб дымящейся совести, и больше ничего».Разве это не высшая мера нравственности, заданная всей русской интеллигенции? Какое уж притворство после этого!

Т.П.: Позволить себе избавиться от социального лицемерия – это ведь то, о чем говорил Даниил Хармс: «На замечание окружающих, что вы написали слово с ошибкой, отвечайте, что в вашем написании оно выглядит именно так». Хармса тоже многие считали помешанным – а он, по-моему, был просто талантливый, нестандартный, светлый, но несчастный человек. 

А.Б.: Вы сейчас затронули очень важный момент. В нашей истории были периоды, когда человеку, чтобы выжить, нужно было притвориться безумным, и Хармс, чтобы как-то абстрагироваться от сталинского произвола, был вынужден выбрать путь юродства. Правда, как мы знаем, это его не спасло. И в наши дни талантливые люди порой прибегают к маске юродства, чтобы скрыть свои умонастроения, уязвимость. А с другой стороны, в современной артистической среде, особенно в мире шоу-бизнеса, есть целый отряд личностей, чье душевное нездоровье бросается в глаза. У этих людей нет таланта, у них есть диагноз. Однако они ловко спекулируют на своем то ли психическом, то ли личностном  расстройстве, как опытные инвалиды-попрошайки на перекрестках, индуцируя у неискушенного зрителя примерно такой ход мысли: раз уж этот человек так сильно выделяется из общей массы, он точно гениален! Эти люди рисуют, извините, фекалиями, раздеваются догола перед публикой. Им главное – чтобы на них посмотрели, они нуждаются во внимании. А внимание можно завоевать двумя способами: либо высоким – например, написать талантливую картину с такой энергетикой, перед которой все ахнут, либо низким -  замазать холст слоновьими испражнениями – и о тебе тоже будут говорить. Публика доверчива, она запоминает тех, кто на виду, считая их талантами, звездами.

Порыв быть не как все – свойство юности. Право быть не как все – награда за достижения. Если за тобой признали достижения, признают и право. Когда же посредственность стремится выделиться любой ценой, это диагноз. Не всегда клинический, но всегда личностный.

Т.П.: А что такое посредственность с точки зрения психологии? Представим себе условную шкалу. Вверху – гениальность, одаренность, внизу – ограниченность. Посредственность, соответственно, посредине. Что же получается: посредственность – норма?

А.Б.: Не всякая норма находится посредине. В психодиагностике различают норму высокую, низкую,  среднюю. Нормально как раз  иметь способности к чему-то, и у многих людей они есть. Необязательно совершать открытия в науке, можно быть талантливым в любой сфере деятельности: бытовой, производственной, духовной. У большинства людей есть таланты, просто многие не хотят утруждаться и развивать их, предпочитают жить, плывя по течению, бездарно. А некоторым не повезло: в тот период, когда у них проявлялись способности, родители их не заметили или были против, чтобы дочь занималась, к примеру, танцами вместо математики. Потом дочь вырастает и ощущает себя не востребованной, недополучившей что-то важное в жизни.

Т.П.: Вы сказали, что таланты можно отыскать у большинства людей. Но все-таки не у всех?

А.Б.: Не у всех. Есть в психиатрии термин такой   – «конституционально глупый » или «конституциональный дурак». Своеобразный тип личности: человек вроде бы все делает правильно, точь-в-точь как другие, но у него получается  некстати. Как в русской сказке: услышал дурак, что люди при сборе урожая приветствуют друг друга словами «носить вам не переносить!» и на первых же встреченных похоронах брякнул то же самое. Его и поколотили.

 Т.П.: Чтобы не чувствовать себя подобным глупцом, можно ли, будучи взрослым, отыскать в себе талант и как это сделать?

А.Б.: Свои способности можно развивать и в юности, и в зрелости. Понятно, что, встав на коньки в тридцать лет, высот в фигурном катании вы не добьетесь. Однако есть спасительная сфера, подвластная любому возрасту, - творчество. Сколько бы вам ни было лет, всегда можно заняться живописью, сочинительством, разведением цветов, танцами, дизайном одежды, воспитанием детей. В нас скрыта бездна возможностей, надо только найти время и прислушаться к своим желаниям. Я вот сам подумываю заняться рисованием. Для души, конечно, – очень уж тянет. И не боюсь, что не получится. Поиск одаренности в себе – это поиск себя идеального, а еще - возможность выбраться за пределы обстоятельств, сделать жизнь более содержательной и полноценной.  Ведь описания красивая, гармоничная, целостная равно применимы и к слову «жизнь», и  к слову «судьба», и к слову «человек»

статья опубликована в журнале "Женский журнал" в рубрике "Психо беседы с психологом"

Marie Claire (Ноябрь
Домашний Очаг (Октябрт"11). Наташа Кучеровская отвечает на вопросы читателей
Домашний Очаг (Август’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Журнал Корреспондент, статья Сеть недоступна (комментарий проф. Бондаренко А. Ф.)
Наш центр в Женском Журнале
Домашний Очаг (Июль’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Домашний Очаг (Июнь’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Домашний Очаг (Май’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Точка сгорания
Моббинг. Жестокие игры
Карьерные рифы
Игры разума
Большая перемена
Венец безбрачия
Бабочки и слоны
Другие Он и Она в начале третьего тысячелетия
Ловушки второго брака
Великая отечественная вина
Черный пиар коллег и подруг
Разлюбовь
Хочу!
Прости
Она возвращается или Lady like
Идеальные любовники
Мой любимый трус
Стоп машина
Думаешь надо брать?

Все телефоны

0671230067

Добрый совет
Как к Вам обращаться*
Телефон
E-mail
Выберите психолога*
Желаемая дата
Желаемое время
Ваши комментарии
Закрыть
1,5 часа Консультация

Откуда взялась традиция, что психологическая консультация длится один час, и почему в вашем Центре длительность консультации – полтора часа?

Практика проведения одночасовых консультаций связана с европейской и американской традицией психотерапии, где этот вид психологической помощи включен в медицинскую страховку. Длительность одного психотерапевтического приема, который оплачивается страховой компанией – 50 минут. Таким образом, время консультации определяется не содержанием деятельности, а формальными причинами.

В нашем Центре длительность психологической консультации составляет 90 минут, что выверено реальной практикой работы наших специалистов. Мы также заинтересованы в том, чтобы наши консультации:

  • были для Вас максимально эффективными;
  • позволяли при необходимости осуществить этап психологической диагностики;
  • исключали эмоциональное напряжение, связанное с возможностью нехватки времени;
  • не создавали намеренно ситуацию «привязывания» к психологу.

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Дорогие мамы и папы, вы должны быть готовы к тому периоды, который детские психологи называют кризисом 3-ех лет. Это один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ваш малыш пытается установить с вами новые, более глубокие отношения. Он осознает себя как активный субъект в мире предметов. Он произносит «я сам», стремится действовать в этом мире и изменять его. Если ваш ребенок стал упрямым….., просто постарайтесь пережить это время… и знайте, что все идет своим чередом…

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

В 8 – 12 лет на глазах тает желание учиться, быть самим собой, слушаться родителей, принимать авторитет взрослых. У родителей уходит почва из под ног.

Дорогие родители, это время когда ваш ребенок находится в поиске новых авторитетов. Помогите сформировать ему круг общения: дружите семьями с одноклассниками, поощряйте дружбу вашего ребенка со взрослыми людьми, которым вы доверяете. Примите взросление вашего ребенка.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

В 8 – 12 лет на глазах тает желание учиться, быть самим собой, слушаться родителей, принимать авторитет взрослых. У родителей уходит почва из под ног.

Дорогие родители, это время когда ваш ребенок находится в поиске новых авторитетов. Помогите сформировать ему круг общения: дружите семьями с одноклассниками, поощряйте дружбу вашего ребенка со взрослыми людьми, которым вы доверяете. Примите взросление вашего ребенка.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Как психолог и мама подростка, я знаю, что родительская любовь – одно из самых необходимых условий для благополучного развития ребенка, но виды любви бывают разные…

Излишняя забота, чрезмерный контроль, тесный эмоциональный контакт может привести к пассивности, несамостоятельности, сложностям в общении со сверстниками.

Высокие ожидания родителей, которые ребенок не всегда в состоянии оправдать приводят к тому, что в подростковом возрасте начинает формироваться комплекс неполноценности.

Если Вы чувствуете, что утрачиваете духовную близость с вашим подростком, обращайтесь к нашим специалистам, они обязательно вам помогут.

Таня Першина:

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Как психолог и мама подростка, я знаю, что родительская любовь – одно из самых необходимых условий для благополучного развития ребенка, но виды любви бывают разные…

Излишняя забота, чрезмерный контроль, тесный эмоциональный контакт может привести к пассивности, несамостоятельности, сложностям в общении со сверстниками.

Высокие ожидания родителей, которые ребенок не всегда в состоянии оправдать приводят к тому, что в подростковом возрасте начинает формироваться комплекс неполноценности.

Если Вы чувствуете, что утрачиваете духовную близость с вашим подростком, обращайтесь к нашим специалистам, они обязательно вам помогут.

Таня Першина:

Закрыть
Запись на консультацию:
Как к Вам обращаться*
Телефон
E-mail
Выберите психолога*
Желаемая дата
Желаемое время
Ваши комментарии
Закрыть