20.06.2011
КАРЬЕРНЫЕ РИФЫ
Собирательный образ карьеристки выглядит для общества как гибрид Людмилы Прокофьевны из «Служебного романа» и героини «Дьявол носит Прада». Личная жизнь в плачевном состоянии, коллектив кишит ядовитыми тварями... Этот древний миф пора отправить в топку, как и десяток следующих заблуждений.
Все хотят достичь руководящей должности
А вот и нет! Многие чувствуют себя комфортно в положении подчиненного. Есть работники, начисто лишенные амбиций. Есть типичные исполнители. В конце концов, есть люди, которые на руководящей должности чувствуют себя несчастными. Руководящая должность - это этап так называемой вертикальной карьеры. Фактически, человек должен приобретать навыки управления, чтобы стать успешным руководителем. Далеко не всегда (а точнее, почти никогда) эти навыки приобретаются за счет долгого сидения на одном и том же месте/должности. Но отнюдь не каждый готов к такому стрессу, как постоянный поиск работы, смена места и коллектива. Есть и другие возможности роста.
Например, так называемая горизонтальная модель, при которой специалист углубляет свои профессиональные знания и тем самым делает карьеру, становясь более востребованным и высокооплачиваемым специалистом. Примеров масса: это кинооператоры, парикмахеры, врачи, специалисты по ценным бумагам, антиквары... Какая уж тут руководящая должность?!
Чтобы работа выполнялась хорошо, начальник должен быть в курсе всего и контролировать каждый шаг подчиненных
Это так называемый миф о микроконтроле, который виден в стиле управления многих руководителей. Такая менеджерская модель поведения зачастую проявляется параллельно с проблемами в делегировании и, как правило, свойственна молодым начальникам с небольшим опытом руководства. Многие менеджеры в самом начале своей руководящей карьеры не доверяют своим подчиненным в полной мере, так как еще не совсем уверены в себе, в своей новой профессиональной роли.
Именно из-за такой неуверенности появляется желание контролировать каждый шаг, вмешиваясь даже в незначительные детали рабочего процесса. По сути, такая проблема грамотным начальником решается довольно просто: нужно расставить контрольные точки при постановке задач таким образом, чтобы они соответствовали основным этапам выполнения определенной рабочей операции. Чем меньше вы верите в силы своих подчиненных, либо чем менее профессионально и качественно они выполняют свою работу, тем мельче эти этапы, так как в случае ошибки ее исправление займет меньше времени и не будет фатально для всего проекта либо рабочего процесса в целом.
Иногда микроконтроль начинают использовать в том случае, когда сотрудник допускает слишком много ошибок, чтобы выявить причины и, возможно, устранить последствия. Конечно, руководитель не должен вдаваться в другую крайность и пускать все на самотек.
Никто не выполнит работу лучше, быстрее и качественнее, чем сам начальник
Возможно! Но делать это он вовсе не обязан. Руководящая должность предполагает управление людьми, доверие к своим сотрудникам. Как результат - и делегирование им тех или иных полномочий. Если в этом пункте вы узнаете свою проблему, для начала еще раз внимательно перечитайте предыдущий пункт. И подумайте, что мешает вам делиться своей работой с сотрудниками, и где проблема - в вас или в подчиненных.
Среди самых распространенных причин, заставляющих нас говорить: «Лучше я сама!», специалисты по работе с персоналом и психологи называют: боязнь конкуренции со стороны подчиненных, уверенность в том, что «я это сделаю лучше, потому сделаю ЗА своего подчиненного», недоверие к команде, боязнь риска, неумение делегировать полномочия и отсутствие способностей хорошего руководителя. Но бывает, что подчиненный сам всячески избегает того, чтобы на него перекладывали какие-то обязанности. Чаще всего это случается, потому что: проще и быстрее спросить начальника, чем думать самому, человек не уверен в себе или у него заниженная самооценка, подчиненный боится критики, ответственности или опасается совершить ошибку, либо у него недостаточно ресурсов, чтобы выполнить задачу. В общем, есть повод задуматься и в том, и в другом случае.
Для того чтобы продвинуться по карьерной лестнице, надо проработать в одном коллективе достаточно долго. А человек, который часто меняет место работы, плохой сотрудник
Это миф о «летунах». Чтобы его развеять, достаточно обратиться к статистике. А она говорит о том, что обычно исполнитель среднего звена меняет работу 1 раз в 3-4 года, а менеджер - 1 раз в 2-3 года. Коллектив в этом случае вообще никакой роли не играет, важнее то, чего сотрудник добился на предыдущем месте работы и почему решил место сменить. Как правило, частая смена места работы говорит о том, что соискатель еще не в полной мере определился, чего он хочет от работы, или не находит на рынке труда подходящего места, которое соответствует его представлению о работе. Даже если в резюме прослеживается частая смена работы, адекватный HR-директор или работодатель для начала уточнит причины и следствия этого. Если вас волнует собственное слишком длинное резюме, просто указывайте после описания работы причину увольнения.
КАК ПРАВИЛО, ЧАСТАЯ СМЕНА МЕСТА РАБОТЫ ГОВОРИТ О ТОМ, ЧТО СОИСКАТЕЛЬ ЕЩЕ НЕ В ПОЛНОЙ МЕРЕ ОПРЕДЕЛИЛСЯ
Связи помогают продвигаться по карьерной лестнице
Помните, как говаривал король в старом добром фильме про Золушку: «Никакие связи не сделают ножку маленькой, а сердце - большим». Связи помогают, но не являются панацеей. В менеджменте организаций это называется Relation Power и намного больше свойственно постсоветскому пространству. Есть нюанс: связи могут помочь получить информацию, пролоббировать ваш интерес, но никак не помогут вам объективно и качественно выполнять вашу работу или соответствовать занимаемой должности. И все же в современной компании именно необходимая информация, полученная в правильное время, способна изменить ход вашей карьеры как в лучшую, так и в худшую сторону. Поэтому не стоит недооценивать силу связей.
В отечественном бизнесе нередко встречаются ситуации, когда между двумя претендентами на должность, имеющими примерно равные возможности и шансы, выберут «своего».
В этом случае вы вряд ли сможете изменить ход событий. Лучше обратитесь в крупные западные компании, где ситуация складывается с точностью до наоборот: при приеме на работу вы обязаны указать, работают ли в учреждении ваши родственники. В случае приема на работу, вряд ли попадете в одно подразделение с родственником, и уж тем более не будете в подчинении либо его ее руководителем. Относительно приема на работу знакомых, такая практика иногда даже поощряется, так как на рынке труда во многих сферах существует ощутимый дефицит персонала.
СВЯЗИ НЕ ПОМОГУТ КАЧЕСТВЕННО ВЫПОЛНЯТЬ РАБОТУ, НО ОТКРОЮТ ДОСТУП К ПОЛЕЗНОЙ ИНФОРМАЦИИ.
ПРИ ВЫБОРЕ СОТРУДНИКА ПРЕДПОЧТЕНИЕ ОТДАЮТ ТОМУ, КТО ПРИНЕСЕТ БОЛЬШЕ ПОЛЬЗЫ КОМПАНИИ.
По сути же, практически никогда не встречаются кандидаты с идентичным набором профессиональных качеств. В любой компании с объективной системой подбора и карьерного развития персонала ситуация, как правило, решается в пользу кандидата, который будет банально выражаясь, выгоднее.
Чтобы добиться своего, нужно время от времени грозить уходом с работы
К первой «угрозе» специалист по кадрам, возможно, прислушается. А со второй сразу предложит увольняться, поскольку подобное поведение - пример попытки манипулировать работодателем. Чтобы добиться цели, нужно иметь весомые аргументы в пользу своей позиции, а не шантажировать. Если работодатель - человек грамотный, он проведет анализ рынка и поймет, сможет ли найти другого адекватного специалиста на ту же зарплату или на ожидаемую «шантажистом», или не сможет, и примет свое решение. Главное, не палить в лоб, а аргументированно обосновать, почему работодателю выгодно принять условия специалиста и не потерять его.
Для того чтобы чего-то добиться, нужно быть стервой
Для того чтобы чего-то добиться, нужно, во-первых, знать, чего хочешь, и четко определить цель, а во-вторых, настойчиво к этой цели идти. В-третьих, делать выводы из собственных ошибок и уметь остановиться/отказаться от своих целей, если их реализация принесет больше вреда, чем пользы. Стерва - это социальный стереотип. А стандартность и типичность еще никого не привели к вершинам успеха. Так что... либо будьте суперстервой, либо ищите собственный путь, где только вы будете самой лучшей.
Служебные романы недопустимы Справедливость этого постулата зависит от многих факторов. Например, от сферы, в которой работают влюбленные, от их характеров и человеческих качеств. Если люди умеют разграничивать рабочие и личные отношения, то любовь вполне может улучшить их результативность. Но все-таки лучше, если романтическая пара не работает лицом к лицу и их деятельность не связана с эмоциями, творчеством, когда себя сложнее контролировать. С другой стороны, если роман перерос в стабильные отношения, ничто не помешает вам создать либо унаследовать уютный семейный бизнес, в котором вы оба будете выполнять свои профессиональные роли без особых помех. Тем не менее будьте аккуратны с распределением ролей в подобном бизнесе: если семья вашего избранника патриархальная, и там главенствуют исключительно мужчины, вряд ли для вас сработает схема «леди-босс и парень-работяга», даже будь вы управленцем от Бога. Хотя исключения, естественно, имеют место быть. В любом случае, правило здоровых отношений остается таким же: не переносите рабочие проблемы из офиса домой.
ЧТОБЫ ДОБИТЬСЯ ЦЕЛИ, ДОСТАТОЧНО ИМЕТЬ ВЕСОМЫЕ АРГУМЕНТЫ В ПОЛЬЗУ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ
Важно последовательно набивать себе цену, чтобы добиться повышения зарплаты
Для начала напомним - незаменимых специалистов не бывает. И еще - грамотная презентация своих достижений - лишь часть стратегии по продвижению. Главное, чтобы было чем похвалиться. И потом, глупо добиваться повышения заработной платы, когда в организации это в принципе не предусмотрено. Если руководство повысит зарплату кому-то одному, то таким образом создаст прецедент. А теперь представьте, что планомерным набиванием цены займутся все сотрудники. Ответьте себе на вопрос: руководству это выгодно? Правильно, нет! Вам проще подыскать себе другое место, где будет устраивать все: круг обязанностей, коллектив, месторасположение и зарплата.
Нужно молча сносить унижения и оскорбления начальства
А еще вовремя натирать свою латексную маску, полировать наручники и мазать ушибы мазью арники, чтобы синяки быстрее
проходили. Взрослые люди умеют разговаривать. По сути, объективно и четко. Если вас что-то не устраивает, сначала обдумайте, потом спокойно обсудите. Ведь вполне может статься, что начальство и не подозревает, что оно вас «оскорбляет и унижает» (вспомним пословицу «что русскому хорошо, то немцу смерть» то же самое и с обидами). К счастью или к сожалению, мы не умеем читать мысли друг друга. Поэтому замалчивание проблем - худшая тактика, которую вообще только можно придумать.
Мария Дынниченко