Пн-Вс: 09:00-22:00

 
г. Киев ул. Саксаганского, 15 (067) 123 00 67 info@irnika.com.ua на карте

06.03.2011

Беседы с психологом

Настроение – та же настройка: если тебе радостно, то звучишь мелодией, а если кисло, сплошная какофония выходит. И как ни стараешься быть «дзен», «чань», а попросту говоря, всегда пребывать в прекрасном расположении духа, а не получается! Говорит же китайская мудрость: «Единственная вещь, которая никогда не изменится, - постоянная изменчивость всего». Так что, махнуть рукой на настроение – или все-таки учиться им управлять?

Надо ли улыбаться через силу? Почему некоторые «бывшие советские» ведут себя на курортах, как параноики? Будет ли клон неисправимого оптимиста таким же жизнерадостным? Об этом беседуют Татьяна ПЕТКОВА и доктор психологических наук, практикующий психотерапевт Александр БОНДАРЕНКО. 

Татьяна Петкова: Давно хотела спросить, Александр Федорович: как вам кажется, почему церковь считает уныние грехом? Жадность, похоть, гордыня – понятно. Но уныние ведь безобидно, да и, в принципе, это личное дело человека – в каком расположении духа пребывать.

Александр Бондаренко: Наверное, каждый из нас хоть раз задавался вопросом: зачем вообще  нужна религия, почему она упорно существует в обществе? Есть уйма толкований: и чтобы объяснять необъяснимое; и чтобы люди лучше понимали, что с ними происходит в этом непростом мире; и для нейтрализации различных страхов… Но не исключено, что одна из важнейших психологических причин  как раз в том, что религия не разрешает людям отчаиваться, терять веру, относиться к жизни  пренебрежительно. А уныние – это как раз выражение  пренебрежения этим бесценным даром, я имею в виду жизнь. Нам дарована жизнь, причем, заметьте, -   не собаки, не курицы, не змеи – человека! – это ли не повод чувствовать себя счастливыми?

Т.П.: Ну, если бы все было так  просто! С наших лиц не сходила бы улыбка никогда. О том, что жизнь сама по себе неплохой повод порадоваться, вспоминаешь далеко не каждый день, а то и не каждый месяц. Это такие высокие размышления, экзистенциальные. А как вы считаете, пресловутая унылость бывших советских людей и не менее пресловутая улыбчивость западных граждан – это особенности личностной психологии или социокультурная норма?

А.Б.: Скорее социокультурная особенность. Вы наверняка заметили, что в последнее время и у нас культивируется улыбчивость, позитивность, демонстративная беспроблемность. Однако  подражать инокультурным нормам, т.е. обезьянничать напропалую – такая же фальшь и ненатуральность, как и деланно серьезное, а то и угрюмое выражение лица при обсуждении чего-то пустякового. Вересаев, кажется, высказался в том духе, что самые большие глупости на свете  делаются с  очень серьезным выражением лица. Так вот об обезьянничании.  Все помнят несусветную жару этого лета. Я в июле смотрел новости по телевизору и поражался: женщина рассказывает журналисту о том, как плохо ее семья переносит жару, что ребенок, астматик, задыхается, у нее самой скачет давление… И при этом  улыбается, извините за выражение,  радостной улыбкой идиотки. Было видно, что она натужно  растягивает губы перед  камерой именно потому, что выучила: надо улыбаться. Это нынче престижно. Грустный парадокс заключается в том, что мы, постсоветские люди, желая выглядеть такими же жизнерадостными, как иностранцы, не всегда  соотносим себя с ситуацией. И точно так же теряем естественность, как и тогда, когда с предельно серьезным выражением лица  пытаемся поведать о своих овощеводческих  успехах на шести сотках приусадебного участка.

Т.П.: Однажды я летела в компании нескольких журналистов на Майорку. В мадридском аэропорту мы пересаживались на рейс внутренних авиалиний. А аэропорт там – огромный и непривычно немноголюдный, особенно в той части, где нужно садиться на специальную электричку и ехать до следующего терминала. Мы небольшой веселой компанией бродим по аэропорту, выясняем у полицейских, как и куда нам двигаться дальше – и я замечаю, что к нашей группе примкнула пара пожилых людей. Оказывается, они тоже прилетели из Киева и, как мы, ищут посадку на внутренние авиалинии. Мы только завязали с ними разговор, как вдруг одна из журналисток, как коршун, налетела на пенсионеров с криком: «Вы нам мешаете! У нас свой маршрут, мы торопимся!» Пара пожала плечами и попрощалась с нами. Всем стало неловко. Кто-то спросил журналистку: «Что ты на них набросилась?» Та огрызнулась: «Может, у меня настроение плохое, и вообще не люблю чужих!» Я подумала: как странно, человек находится в такой приятной ситуации – и не считает нужным справиться со своими эмоциями. Помню, когда мы прилетели на Майорку, многие из нас сторонились несдержанной барышни. 

А.Б.: Знаете, я нередко наблюдаю похожие ситуации во время отдыха за границей. Согласитесь, на курорте как-то странно ворчать, выказывать свое недовольство, ходить с кислой физиономией и вообще портить всем вокруг настроение. Ты же приехал на отдых, так настройся на получения удовольствия, на радость! Не-ет, наши люди не могут радоваться. Первое, что они делают на курорте – так это начинают выискивать недостатки: и кровать могла быть помягче, и море потеплей, и персонал в отеле поуслужливей. Позвольте обобщить: если человек в атмосфере общей расслабленности или веселья ходит с мрачным лицом – скорее всего, это человек психологически бескультурный .  Я не говорю сейчас о тех случаях, когда действительно есть причины для неважного настроения: заболел, к примеру.  Я имею в виду именно глубокое ощущение своей  психологической несостоятельности, пустоты, принимающей форму крайнего высокомерия и хамства, т.е. коммуникативной агрессивности. Подобное поведение  предназначено для трансляции простой, как пень, идеи: «я на самом деле стою и заслуживаю гораздо больше, чем вы тут все думаете». Иными словами:  личностная несбалансированность, отсутствие чувства собственного достоинства,  невозможного без внутренней культуры, в том числе религиозной, делает человека посмешищем. Вот почему наших туристов за границей не любят – не потому что у нас плохие душевные качества, а потому что у нас отвратительная психологическая культура. Не скрывать плохого настроения, когда все вокруг отдыхают, веселятся – то же самое, что есть руками на званом обеде. Или не включать поворотники, собираясь изменить  траекторию движения автомобиля. Это неприлично.

Т.П.: Как я поняла, перехлест - как полное игнорирование западного правила скрывать свое дурное расположение духа, так и слепое следование ему?

А.Б.: Совершенно верно. Прийти с постной миной на вечеринку – признак психологического бескультурья. И рассказывать с натужной улыбкой о чем-то серьезном, проблемном – тоже культурная  патология, то, о чем Чехов заметил с издевкой: « они свою образованность хочут показать ». И в том, и в другом случае поведение  нарочитое. Оно свидетельствует о том, что человек беспомощен в регуляции своего эмоционального состояния, что он не может быть адекватен социальной ситуации.

Т.П.: Нам с вами не нужно напрягать воображение, чтобы живо представить картинку из жизни современного офиса: набитые до отказа потными телами лифты, вечные дедлайны, совещания… Как в этих условиях регулировать свое душевное состояние, спрашивается?

А.Б.: Что да, то да, мы живем в хроническом системном стрессе. Итак, как научиться радоваться жизни человеку, не занимающемуся духовными практиками – но при этом вовсе не «ходячему желудку», а интересующемуся тем, что с ним происходит и почему? Как быть среднестатистическому нормальному человеку, который желает быть в хорошем настроении? В сущности, в данном вопросе современные психологи заняли позицию таких себе то ли светских священников, то ли  тренеров по поведению: они обучают людей психотехникам управления собой, говоря: «Сделайте вдох, задержите дыхание, сосчитайте до десяти, скажите себе: «Я спокоен, у меня все хорошо»…. Или еще советуют отдать себе приказ: «Я знаю, что мне делать. Я владею ситуацией». Подобные техники – своеобразные заменители мантр, формулы успокоения.  Или еще:  предлагают представить себя в роли наблюдателя, как будто вы рассматриваете ситуацию сверху, с высоты птичьего полета. Не кажется ли вам все это смешным и примитивным? Лично мне это так и представляется: и смешным, и примитивным. Сказать, почему?

Т.П.: Конечно! Ведь мы чаще всего должны включаться в ситуацию, а не отстраняться от нее! Сижу я, например, на мозговом штурме очередного номера журнала, наблюдаю за происходящим с высоты птичьего полета, а результата нет и быть не может! Для того чтобы придумать хороший номер, мне же нужно включиться в ситуацию – будь то совещание, дискуссия или просто творческий спор.

А.Б.: Дело то в том, что достоинством универсальности не так давно придуманные  психологические заклинания не обладают. Если, скажем, за молитвой стоит традиция тысячелетий  и авторитет великих духом подвижников, то психотерапевтические внушения не подкреплены ничем, кроме  личного авторитета  психотерапевта да функционального тренинга поведения. Конечно, можно внушать себе по тыще раз на дню, что  «все хорошо и все под контролем». Но если не все хорошо и не все под контролем на самом деле, разве это не самообман? 

Т.П. Что-то я не совсем поняла вас. Так что же делать,  как быть?

А.Б.Мысль моя такова: дешевыми трюками сложную проблему не решить. Пытаться руководить своим душевным состоянием с кондачка, надергав отовсюду дешевых рецептов, так же бессмысленно, как пытаться разбогатеть, читая с позволения сказать, книги под общим названием «Как заработать миллион». Трудно мыслить – вот в чем проблема! А не овладев мыслью, ты не можешь руководить  не только своей жизнью, даже собой. Так вот, пока человек пребывает в бездумном состоянии, ни о какой саморегуляции и речи не может быть. Можно, конечно, ввести себя в транс как это способны делать приверженцы индуизма, йоги. Но транс – абсолютно безмысленное и  непродуктивное состояние. Не ты будешь при этом владеть собой, а твое гипнотическое состояние. Напомню, что по-гречески, «гипноз» означает «сон». Во сне можно забыться, грезить… А вот христианская религия призывает бодрствовать. Не терять присутствия духа, т.е. ясного осмысления происходящего с тобой.

Т.П. Получается так, что если хочешь управлять своими состояниями, надо научиться мыслить?

А.Б. Именно! Серьезно говоря, научиться делать что-либо означает сформировать у себя функциональные органы психики. В отличие от морфологических – языка, пальцев, ушей, глаз и т.д. - органы функциональные  - это выработанные человеком в результате научения культурные способы  взаимодействия со средой.

Т.П.: А можно подробнее? Это  навыки, умения?

А.Б.: Сейчас постараюсь объяснить. Например, умение танцевать, играть на музыкальных инструментах, владеть  иностранными языками или решать математические задачи – это социокультурные компетенции.  Умение красиво излагать, правильно мыслить,  управлять своими эмоциями с помощью ясного мышления –  это социокультурные компетенции, т.е. результат культивирования в себе истинно человеческих возможностей. А теперь обратите внимание: все это не просто навык. Это способы действий с материалом, с инструментом, с механизмом, с веществом, с энергией. Сочетание выученных тобой правильных способов действий (компетенций) с веществом или инструментом или механизмом и создает функциональный орган, орган окультуренного, т.е. подлинного человека. Функциональные органы бывают примитивны, и такой человек напоминает психологический обрубок. Он ничего не умеет сам. Он может только имитировать  то, что ему по силам. К примеру, имитировать ролевое поведение руководителя, хотя как руководитель это человек не сформирован.А бывают многогранны и совершенны. Такие люди вызывают изумление и восторг.

.

Т.П.: А те, кто просто имитирует, играют роль?

А.Б.:  Изображают деятельность, требующую компетенций. Представьте себе, как недоучка изобразит игру Башмета или  вспомним хотя бы  как Остап Бендер имитировал сеанс одновременной игры в шахматы. Настоящее ролевое поведение – это тоже функциональный орган!  И не в смысле  глупого кривлянья или лицедейства, а в смысле социально-психологического приспособления к общению с другими людьми. Есть целый класс профессий, в которых требуется именно ролевое  поведение,  не владея которым, ты попросту не на своем месте. Допустим, стюардессы…

Т.П.: Кстати! Не стану называть одну авиакомпанию, но я несколько раз летала ее самолетами и отметила постоянное чувство легкого беспокойства. Потом догадалась, в чем дело: стюарды и стюардессы не улыбаются, причем одеты в форму черного цвета. Я еще подумала: неужели их не учат быть приветливыми, улыбчивыми?

А.Б.: Недоработка явная как по нашим временам! Ведь полет на самолете – всегда стресс, даже для тех, кто никогда не страдал аэрофобией. И бортпроводницы обязаны улыбаться – искренне, не фальшиво, обязаны излучать хорошее настроение, уверенность в том, что все идет, как надо. В противном случае их профессиональная пригодность под большим вопросом. Понимаете, в эмоционально окрашенных ситуациях – будь то вечеринка, полет в самолете, экскурсия по старинным замкам или острая дискуссия  – нам важно ощущать некую человеческую солидарность. То же самое относится и к офисной обстановке. Пусть даже современные бизнес-конторы отремонтированы на пятизвездочном уровне, пусть бесшумно работают кондиционеры, тихо звонят телефоны, автоматы выдают отличный эспрессо – все равно никуда не уйти от напряженности и нервотрепки. Поэтому важно помнить: не наработав у себя определенные психосоциальные компетенции, не стоит пытаться делать вид, что ты способен действовать в данной ситуации. Я могу провести аналогию с дайвингом. Одно дело – погрузиться под воду на три метра, и совсем другое – на тридцать. Для того чтобы стрессы, как толща воды, вас не расплющили, не ныряйте глубоко. Если уж вы не в силах управлять ситуацией (глубиной, силой шторма, высотой волн), то вы, по крайней мере, подумав, всегда способны  решить, на сколько метров можете позволить себе погрузиться в эту ситуацию.

Т.П.: И еще важно, на мой взгляд, понимать, что есть ситуации, в которых без шторма и глубокого погружения не обойтись. Нельзя же, в самом деле, полагать, что ты можешь добиться успехов, например, в области юриспруденции, ни разу не ввязавшись в горячий спор или избежав остросюжетных дел! Возьмем адвоката, который хочет преуспеть. Если он станет избегать штормов, разве удастся ему добиться успеха? Так и будет на мелководье собирать рыбешку…

А.Б.: Конечно, порой ситуация требует от нас масштабного включения, а то и полного подчинения. Психологического принятия ее. Приведу пример. Вы наверняка не раз видели , как на море отдыхающие катаются на надувном «банане». Смысл в чем? Катер делает резкий поворот, «банан» опрокидывается – все оказываются в воде. Однажды я был свидетелем того, как упорный «товарищ» решил, вопреки всему, удержаться на «банане».  Остальные веселились, отваливаясь, как сытые поросята, плескались, а упрямец держался мертвой хваткой за «банан»,  пытаясь что-то кому-то доказать. Кому и что? Это я к чему говорю: если вы понимаете, что оказались в ситуации, когда неизбежно должны принять правила игры – и получить результат,  не имеет смысла переть против течения, которое намного сильнее вас.

Т.П.: Александр Федорович, представим себе условную группу людей – рабочий коллектив или ту же компашку на «банане». Можно ли навскидку приблизительно прикинуть, сколько среди них оптимистов, а сколько пессимистов?

А.Б.: Даже можно точно сказать. Московский философ Владимир Лефевр путем экспериментальных исследований установил пропорцию между оптимистами и пессимистами: в любой ситуации те и другие разделяются по золотому сечению – на 1/3 и 2/3. Может быть больше оптимистов или оптимистов – однако пропорция сохраняется.

Т.П.: А насколько влияет на способность радоваться жизни генетическая предрасположенность? В последнее время то и дело встречаешь статьи об открытии «гена счастья» - дескать, если у мамы или папы такой имелся, то и ребенку обеспечен радужный взгляд на мир. Что думают психологи об этом? Недавно  я смотрела любопытную программу российского телеведущего Александра Гордона о клонировании людей. Гость передачи, Владимир Жириновский, заявил о своем желании иметь нескольких клонов – таких же энергичных и жизнерадостных, как он сам. А другой гость, ученый-биолог, возразил, что клоны Жириновского вовсе необязательно будут иметь его характер. Я удивилась: мне казалось, что клон должен быть похож на свой «исходник» как две капли воды!

А.Б.: Конечно, прав ученый, а не политик. Ведь фенотип, т.е. приобретенные  при жизни свойства, а не генотип определяет специфику характера. Так что никаким генетическим набором объяснить умение быть счастливым и пребывать в хорошем настроении невозможно. Что позволяют установить современные генетические анализы и прогнозы? Вот приходит человек в клинику, ему делают необходимые анализы и говорят: после семидесяти велика вероятность возникновения болезни Паркинсона.  При этом современная медицина в состоянии разработать такую программу профилактики и лечения, которая значительно снизит вероятность заболевания. Однако ни один генетический прогноз не в состоянии заключить: знаете, уважаемый, у вас все предпосылки быть жизнерадостным человеком!  

Т.П.: А у многих людей есть такие предпосылки?

А.Б.: Да у всех, кроме некоторых типов психопатов. Тонны литературы написаны о том, как искать и находить гармонию, как научиться наслаждаться каждым мгновением, как сформировать этот труднодостижимый баланс внутреннего и внешнего, как «вырастить» в себе стрессоустойчивость и понимание того, что плохой погоды не бывает – бывает не очень подходящая одежда. Для человека естественно – быть жизнерадостным, пусть даже и в непростой ситуации, стремится к счастью. Но удивительное свойство  человеческой психологии состоит,  в том, что самые гениальные технические изобретения человеческого разума становятся, в конце концов, достоянием идиотов: от колеса до термоядерного оружия и нейронного компьютера. А вот мысли, даже самые простые, хотя и истинные, далеко не всегда доходят даже до умных людей.

Т.П.: Александр Федорович, а вот осенью чаще, чем когда бы то ни было, накатывает необъяснимая грусть. Вроде все в порядке, а как-то нерадостно все… Говорят, солнечного света становится меньше – вот в чем причина. Дайте, пожалуйста, совет, как справляться с этим кислым состоянием.

А.Б.: Насчет солнечного света – абсолютно верно. Что же касается легкой грусти, не всегда, между прочим, с нею стоит бороться – особенно если это продуктивное состояние сродни пушкинскому «Печаль моя светла». А если все же хотите избавиться от грусти, недовольства, могу порекомендовать простой, но действенный самоанализ. Спросите себя: мое состояние связано с моим отношением к другим людям? Или с отношением других людей ко мне? А, может, виной всему конкретные обстоятельства? Или здоровье? Или грусть беспричинна? Как правило, ответ быстро находится. И не пугайтесь своего состояния – даже если человек очень хорошо умеет плавать, все равно во время долгого заплыва ему хочется лечь на спинку и отдохнуть, покачиваясь на волнах. Возможно, легкая грусть, которая на вас накатила, - это призыв организма «лечь на спинку», посмотреть в небо и расслабиться? И самое главное: наши душевные состояния окрашивают жизнь в разные тона.  Пусть же в них преобладают те краски и оттенки, которые делают мир краше, а жизнь волшебнее. И здесь многое зависит именно от нас самих.

статья опубликована в журнале "Женский журнал" в рубрике "Психо беседы с психологом"

Marie Claire (Ноябрь
Домашний Очаг (Октябрт"11). Наташа Кучеровская отвечает на вопросы читателей
Домашний Очаг (Август’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Журнал Корреспондент, статья Сеть недоступна (комментарий проф. Бондаренко А. Ф.)
Наш центр в Женском Журнале
Домашний Очаг (Июль’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Домашний Очаг (Июнь’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Домашний Очаг (Май’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Точка сгорания
Моббинг. Жестокие игры
Карьерные рифы
Игры разума
Большая перемена
Венец безбрачия
Бабочки и слоны
Другие Он и Она в начале третьего тысячелетия
Ловушки второго брака
Великая отечественная вина
Черный пиар коллег и подруг
Разлюбовь
Хочу!
Прости
Она возвращается или Lady like
Идеальные любовники
Мой любимый трус
Стоп машина
Думаешь надо брать?

Все телефоны

0671230067

Добрый совет
Как к Вам обращаться*
Телефон
E-mail
Выберите психолога*
Желаемая дата
Желаемое время
Ваши комментарии
Закрыть
1,5 часа Консультация

Откуда взялась традиция, что психологическая консультация длится один час, и почему в вашем Центре длительность консультации – полтора часа?

Практика проведения одночасовых консультаций связана с европейской и американской традицией психотерапии, где этот вид психологической помощи включен в медицинскую страховку. Длительность одного психотерапевтического приема, который оплачивается страховой компанией – 50 минут. Таким образом, время консультации определяется не содержанием деятельности, а формальными причинами.

В нашем Центре длительность психологической консультации составляет 90 минут, что выверено реальной практикой работы наших специалистов. Мы также заинтересованы в том, чтобы наши консультации:

  • были для Вас максимально эффективными;
  • позволяли при необходимости осуществить этап психологической диагностики;
  • исключали эмоциональное напряжение, связанное с возможностью нехватки времени;
  • не создавали намеренно ситуацию «привязывания» к психологу.

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Дорогие мамы и папы, вы должны быть готовы к тому периоды, который детские психологи называют кризисом 3-ех лет. Это один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ваш малыш пытается установить с вами новые, более глубокие отношения. Он осознает себя как активный субъект в мире предметов. Он произносит «я сам», стремится действовать в этом мире и изменять его. Если ваш ребенок стал упрямым….., просто постарайтесь пережить это время… и знайте, что все идет своим чередом…

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

В 8 – 12 лет на глазах тает желание учиться, быть самим собой, слушаться родителей, принимать авторитет взрослых. У родителей уходит почва из под ног.

Дорогие родители, это время когда ваш ребенок находится в поиске новых авторитетов. Помогите сформировать ему круг общения: дружите семьями с одноклассниками, поощряйте дружбу вашего ребенка со взрослыми людьми, которым вы доверяете. Примите взросление вашего ребенка.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

В 8 – 12 лет на глазах тает желание учиться, быть самим собой, слушаться родителей, принимать авторитет взрослых. У родителей уходит почва из под ног.

Дорогие родители, это время когда ваш ребенок находится в поиске новых авторитетов. Помогите сформировать ему круг общения: дружите семьями с одноклассниками, поощряйте дружбу вашего ребенка со взрослыми людьми, которым вы доверяете. Примите взросление вашего ребенка.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Как психолог и мама подростка, я знаю, что родительская любовь – одно из самых необходимых условий для благополучного развития ребенка, но виды любви бывают разные…

Излишняя забота, чрезмерный контроль, тесный эмоциональный контакт может привести к пассивности, несамостоятельности, сложностям в общении со сверстниками.

Высокие ожидания родителей, которые ребенок не всегда в состоянии оправдать приводят к тому, что в подростковом возрасте начинает формироваться комплекс неполноценности.

Если Вы чувствуете, что утрачиваете духовную близость с вашим подростком, обращайтесь к нашим специалистам, они обязательно вам помогут.

Таня Першина:

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Как психолог и мама подростка, я знаю, что родительская любовь – одно из самых необходимых условий для благополучного развития ребенка, но виды любви бывают разные…

Излишняя забота, чрезмерный контроль, тесный эмоциональный контакт может привести к пассивности, несамостоятельности, сложностям в общении со сверстниками.

Высокие ожидания родителей, которые ребенок не всегда в состоянии оправдать приводят к тому, что в подростковом возрасте начинает формироваться комплекс неполноценности.

Если Вы чувствуете, что утрачиваете духовную близость с вашим подростком, обращайтесь к нашим специалистам, они обязательно вам помогут.

Таня Першина:

Закрыть
Запись на консультацию:
Как к Вам обращаться*
Телефон
E-mail
Выберите психолога*
Желаемая дата
Желаемое время
Ваши комментарии
Закрыть