Пн-Вс: 09:00-22:00

 
г. Киев ул. Саксаганского, 15 (067) 123 00 67 info@irnika.com.ua на карте

06.03.2011

Беседы с психологом

1. По щучьему велению, по моему хотению

2. Сказка: искусство жить

Они всегда с нами – старые и новые. В новых уже не найти сапогов-скороходов и цветиков-семицветиков - нынешние сказки нафаршированы современной техникой, хотя в остальном они такие же, как и сотни лет назад. Ведь нет ничего более постоянного и долговечного, чем вера в волшебство и ожидание чуда.

Какая тайна зашифрована в сказках? Почему взрослых нередко тянет почитать волшебные истории? Исполнение заветных желаний – вопрос чародейства или специальной технологии?

Об этом беседуют Татьяна ПЕТКОВА и доктор психологических наук, практикующий психотерапевт Александр БОНДАРЕНКО.      

Татьяна Петкова: Александр Федорович, сказками ведь увлекаются не только дети и литературоведы, а и психологи. Наверняка ученые, изучив сказочное творчество народов мира, уже сделали определенные выводы. Какие, интересно? И, кстати, у всех ли народов есть свои сказки?

Александр Бондаренко:  Ни один народ, ни одна культура на земном шаре немыслимы без сказок. Я вспомнил такой факт. В 1931 году советский нейропсихолог Александр Лурия отправился в Узбекистан проводить исследования   особенностей восприятия у жителей Средней Азии. Потрясенный тем, что испытуемые-аборигены не переоценивали длину вертикальных линий по сравнению с горизонтальными, что, в общем, типично для человеческого восприятия, он отправил своим коллегам в Москву знаменитую телеграмму, которая стала крылатым выражением в научной среде: «У узбеков нет иллюзий». Да, неграмотные крестьяне были неспособны к элементарному  пространственному восприятию, но сказки- то у них были! Как они и были, и есть у самых отдаленных африканских племен. Так что  роль сказок в жизни человечества в чем-то незаменима. Начнем с того, что событий, которые в них происходят, не бывает в реальности. Жизнь сказки – это жизнь некоего фантастического мира, и психологи усматривают здесь великий смысл: в придуманном мире проигрываются сюжеты, прячущиеся в нашем подсознании. Все сказки, несмотря на разнообразие сюжетов, посвящены одному явлению: росту личностной сущности, самобытности человека, что в психологии называется самостью. Самость – сущностные силы личности, дающие  способность проживать жизнь, не претерпевая ее, а созидая, осуществляя в ней свою индивидуальную программу. Сказка  же - это скрытый алгоритм развития самости в рамках конкретного этноса.

Т.П.: Представляю, какое увлекательное занятие для ученых мужей - исследовать сказочное наследие! Как же они пришли к умозаключению, что в сказке закодировано развитие самости?

А.Б.:  Отечественные психологи проанализировали строение сказки на примере русских народных. И обнаружили, что практически в каждой есть четыре ключевых компонента: младенец, испытания, мудрые помощники (старец, волшебник, зверушка) и триумфальная победа добрых сил. Часто сказка начинается с чудесного рождения. Рождение ребенка –  символ зарождения самости человека, его жизненных перспектив. Проще говоря, это символ будущего. Второй этап – испытания. Герой попадает в ситуацию, где противоборствуют светлые и темные силы, подвергается гонениям, ищет выход из затруднительного положения – все, как и в реальной жизни. Третий этап: на пути к заветной цели герою встречается помощник: волшебное существо, зверь, одушевленный предмет. Этот персонаж –отражение  нашей острой потребности в понимании, добром совете, поддержке. Каждому хочется быть уверенным, что нам помогут, когда наших собственных ресурсов не хватит. И четвертый этап – триумфальная победа. Это как бы обещание, вселение уверенности в то, что все сложится хорошо.

Т.П.:  Во многих сказках встречается такой элемент как злые чары. Хороший человек заколдован, и надо проделать определенные действия, чтобы лягушка превратилась в царевну, чудище – в принца, хромая уточка – в красавицу… Это, наверное, символическое обозначение того, что на языке сегодняшних имиджмейкеров называется «личный ребрендинг»: какое-то обстоятельство мешало человеку быть самим собой, мучило его, мешало его счастью – но после выполнения нужного условия он сбрасывает старую шкурку, меняет образ, начинает новую жизнь.

А.Б.: Да, злые чары – непременный атрибут  испытаний, противоборства сил добра и зла. В сказках часто положительный герой выглядит этаким неуклюжим или даже страшноватым  персонажем. А, скажем,  людоедка может принимать облик невинной трогательной  девицы. Так вот, иногда расколдованный герой, тот же символ самости,  рождается не в начале, а в конце сказки. Типичная  ситуация из реальности. Какие-то комплексы, ложные установки мешали вам проявить свою самость, найти себя – и вдруг в вашей жизни появляется такой человек или возникает такая ситуация, когда пелена спадает с глаз, и вы понимаете о себе что-то очень важное, обретаете свою индивидуальность. Как правило, таким условием и в сказках, и в реальности является любовь. Как в «Аленьком цветочке».       

Т.П.: Код сказки мы уже прояснили. А можно ли сформулировать ее  значение для ментального развития человека? Представим, Александр Федорович, фантастическую ситуацию вроде «451 градуса по Фаренгейту» Брэдбери . Вот запретили бы сказки - какими бы выросли люди без них?

А.Б.: Сказка –  золотой ключик, отпирающий творческие способности человека еще в детском возрасте. Согласитесь, трудно представить семью, где ребенку не читали бы сказок. И если бы кому-то пришло в голову сказки запретить, уверен: их все равно бы  рассказывали детям. А представить подобную дикую ситуацию несложно – история знает реальные попытки репрессировать сказки. В начале 20-х годов в советской культуре произошел неприятный казус. Надежде Крупской в народный комиссариат просвещения принесли на подпись кипу документов. Женщиной она была нездоровой, устала, чувствовала себя неважно – и, как сама потом признавалась, не глядя подписала список якобы вредных  книг, которые предлагалось запретить. В списке, кроме книг Даниэля Дефо и Фенимора Купера, оказались и  сказки для детей. . Конечно же, этот факт вызвал всплеск негодования, насколько тогда это было возможно. Выдающийся  психолог  Лев Выготский написал книгу в защиту сказок  - о пользе детского фантазирования. А замечательный писатель Корней Чуковский, автор стихотворных сказок, которые ругали   пролеткультовцы и рапповцы, в своих статьях утверждал, что ребенок без сказки – неполноценен. И это чистая правда, ведь он становится маленьким заложником рационализированных схем деятельности. Большинство психологов считают, что ранняя рационализация психики ребенка – это гибельная тенденция цивилизации.

Т.П.: Вы сказали: большинство, но все-таки не все. Значит, кроме пролеткультовцев, были и ученые, всерьез полагающие, что сказки вредны?

А.Б.: Были, все в том же двадцатом веке. Например, довольно мрачный философ англичанин Бертран Рассел. Он высказывался приблизительно так: всякие глупости вроде сказок лишь морочат голову ребенку, способствуя развитию иррациональности мышления. Главное, считал Рассел, - научить ребенка мыслить рационально и быть покорным. Сказка ведь развивает в человеке не только творческое начало и фантазию, но и самостоятельность, а также дружелюбное отношение к миру и уверенность в своей победе над сложными обстоятельствами. А Рассел считал, что человеку вовсе незачем бороться с обстоятельствами. И у него были единомышленники: Бэрроуз Скиннер, отец современной поведенческой психологии, утверждал, что людьми должны управлять ученые – психологи-технократы, которые будут обучать рационально мыслить и не обращать внимания на чувства, эмоции, переживания. Подобные рассуждения –  технократический вывих. Мы не роботы и никогда, надеюсь, не будем чисто рациональными существами. Ведь помимо геометрии Эвклида существует и геометрия Лобачевского и Римана, в которой параллельные пересекаются!   Конечно, встречаются люди, которые не любят сказок, не верят в чудеса, не испытывают сильных чувств и действуют исключительно по многократно опробованным шаблонам, содержание которых, как правило, личная выгода да узко понимаемая логика...

Т.П.: Но, с другой стороны, нелюбовь к сказкам и отсутствие творческого начала этим людям вовсе не вредит, так ведь?

А.Б.: Как сказать…Вот я недавно, как и многие из нас, смотрел американский фильм о событиях 11 сентября  2007 года– о том, как рушились небоскребы торгового центра. И обратил внимание: среди чудом выживших оказались  те, кто руководствовался не рациональной логикой, а альтруизмом и совестью.  Помню, один пожарный – единственный уцелевший из своей команды спасателей – сказал: «Был момент, когда я ясно понимал: надо бежать. Но я не мог бросить эту женщину с поврежденной ногой. Мы с ней не успевали спуститься вниз. И это спасло нас». Способность к  совестливому  поступку, который продиктован не расчетами трезвого рассудка, а  неутилитарной этикой,  - вот что пробуждает и взращивает в нас сказка. И  человеческая способность не идти на поводу инстинктов, даже  собственного самосохранения, мне как психологу кажется очень важной. Вспомните фильмы, в которых действуют такие персонажи, как злой и добрый ученый. Первый руководствуется исключительно холодным умом, второй верит во что-то такое, что, по выражению Шекспира, « и не снились вашим мудрецам». И побеждает.

Т.П.: В таком случае рискну предположить: может быть, сказки – это предчувствия человечества? Люди чувствовали раньше и чувствуют сегодня, что, кроме непосредственно  воспринимаемого  и логически объяснимого мира, существует нечто непознанное. И это предчувствие воплощается в сказках. Не случайно сегодня так популярны жанры фэнтези и так называемых городских сказок. Особенность этих жанров в том, что действие происходит не в целиком придуманной реальности, а в двух параллельных мирах – обыденном и сказочном. Ученые пытаются нащупать эту иную реальность, и некоторым  удается это сделать. Потомственный ученый, выдающийся нейрофизиолог Наталья Петровна Бехтерева, посвятив всю жизнь изучению возможностей человеческого мозга, рассуждает вовсе не как убежденный материалист: «А что произойдет, если хотеть чего-либо очень страстно - вплоть до изменения состояния сознания? Изредка человек может оказаться как бы в другом измерении: он видит, слышит, обоняет то, что окружающим обычно не дано. Если хватает сдерживающих сил - молчит о своих находках, боясь оценки психиатров. Но именно в последние годы все чаще появляются надежные свидетельства реальности таинственного «Зазеркалья»...    

А.Б.: Разумеется, сказочные жанры содержат в себе прямой намек, который можно сформулировать так: «Все, что ты видишь – это еще не вся реальность!» Многие сказочные атрибуты уже давно стали привычными для нас предметами – это самолеты, телевизоры, телефоны, фото- и голография, кинематограф... Сегодня даже шапка-невидимка существует – ученые разработали ткань, которая как-то так хитро преломляет солнечный свет, что человек делается практически невидимым. Так что сказка – отражение действительности. И это в чем-то роднит ее с наукой. Только это отражение как бы на перспективу. И в человеческом измерении. А  наука – отражение сущностных и реальных законов действительности, независимо от нашего отношения к ней. Но самое главное, на мой взгляд,  в том, что сказка  показывает:  невозможное бывает возможным. Как там у Пушкина: «Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок». И с этим соглашаются современные серьезные и крупные исследователи. Хочу прокомментировать высказывание Натальи Петровны Бехтеревой. Кто часто становится главным героем и побеждает зло? Емеля-Дурак, Иванушка-Дурачок. Они пренебрегают «умными» - понимай: рациональными, стереотипными – способами осуществления жизненных задач. Но в том-то и дело, что дурак в сказке – не глупец, а чудак, ищущий свой, нетривиальный путь в жизни.  В науке  ведь есть масса открытий, сделанных учеными на пути, отвергнутом другими специалистами. Вот «умный», правильный ученый решил: «этого не может быть» - и бросил дело. А «дурак», которому законы не писаны, заинтересовался, включил фантазию, интуицию – и сделал гениальное открытие. В жизни, как и в науке, не удастся, выучив все правила логического вывода,  действовать по ним – и  стать счастливым. Потому что жизнь может повернуться к вам той стороной, той реальностью, где прежние правила действовать не будут. И сказка очень тонко намекает нам на это.

Т.П.: Особенно доходчивый намек – это камень с тремя надписями: пойдешь туда – жизни лишишься, туда – голову потеряешь… Проблема выбора, не так ли?

А.Б.: Очень серьезно поднял эту проблему  Андрей Тарковский в «Сталкере» - вернее, сначала это сделали Стругацкие, чья повесть легла в основу фильма. Помните Зону? В ней же не существует никаких правил, ловушки и безопасные места постоянно меняются и невозможно предугадать, где таится опасность. А самое главное – Зона исполняет твои желания, но не те, которые тебе кажутся искренними, а те, которые таковыми  являются на самом деле. Этот важный психологический нюанс – разница между подлинными и  декларируемыми  желаниями – явственно проявляется и в сказках. Тема исполнения заветных желаний вообще часто встречается в сказках. И, знаете, почему мне не очень нравятся некоторые советские экранизации сказок? Они неоправданно ироничны, вышучивают возможность волшебного исполнения мечты. А ведь многие из нас уже давно убедились в том, что реальная жизнь и волшебные события вполне совместимы: с нами и в самом деле иногда случается то, чего, казалось бы, быть не может. 

Т.П.: Та же Наталья Бехтерева, на чьи исследования мы сегодня ссылаемся, признает, что, когда человек одержим какой-либо сверхзадачей, он обретает и сверхвозможности для ее осуществления. Тема так называемой технологии исполнения желаний сегодня на пике популярности. Недавно я посмотрела необычный фильм «Секрет»: он сделан в формате документальной программы и объясняет, что существует некая информационная субстанция (авторы фильма называют ее Вселенной), которой можно заказать исполнение своего желания. Там приводятся поразительные примеры того, как это работает на практике. Что вы об этом думаете?          

А.Б.: Я думаю, что исполнение желаний – вовсе не чудо. Это реальность, объясняемая принципом доминанты, антиципацией и другими психическими  закономерностями. Главное-то в другом – что у тебя за желания и чем ты платишь за их осуществление. Я полагаю также: все, что принадлежит к жанру «фэнтези», не важно, подается ли это в виде  документальном , как в этом фильме, или в художественном – как в сочинении  о Гарри Поттере, к сказкам ни в коей мере не относится. Отличие здесь проследить легко по трем основным признакам. Во-первых, настоящая сказка свободна от любой технологии исполнения желаний. Все именно непредсказуемо. Во-вторых, герой в сказке побеждает зло, но его триумф не является следствием неких необычайных дарований или могучих желаний по типу: сильно захотел царства – и добился. Наоборот. А вот в жанре «фэнтези» непременно присутствует одно или другое. И, наконец, еще одно отличие. В сказках герой всегда побеждает, начиная новую, необычную  жизнь. А вот в жанре «фэнтези» герой либо погибает, либо превращается в заурядного обывателя, как это, в конце концов, и происходит с многообещавшим Гарри.

 

Т.П.:  А как же «информационная субстанция», Александр Федорович?

А.Б.: Простите меня великодушно, но я не могу понять, к чему  лукавить и придумывать бессмысленные словосочетания, когда речь идет о понятии и чувстве веры. Той самой веры, которую, как все мы помним , если  будете иметь, хотя бы с горчичное зерно и скажете горе «перейди отсюда туда» и она перейдет, и ничего не будет невозможного  для вас. Разве не так было сказано еще две тысячи лет тому назад? И чего же стесняться этого понятия и этого чувства? Впрочем, отказ или невежество в отношении христианской культуры чреваты одной и той же закономерностью: неспособностью постичь и соотнести  истинные ценности с истинным понятием. И получается прямо по Леви-Брюлю и Леви-Строссу: что дикие полинезийцы испокон веков именовали словом «мана», то современные обыватели, ошалевшие от мультимедийного изобилия, именуют словосочетанием « информационная субстанция». И смех, и грех, ей-Богу!

Понимаете, есть технология проживания жизни и есть искусство жить. Непередаваемым, катастрофическим несчастьем было бы прожить жизнь так технологично, включая исполнение всех своих желаний по определенным методикам, как проживают ее бройлеры на птицефабрике. Так вот сказка – это приобщение каждого из нас к подлинным тайнам жизни и непредзаданным ее чудесам. Сохрани в себе детскую способность увидеть мир непредзаданным, волшебным, помни - ты победишь, если только будешь верным другом, будешь по-настоящему любить, будешь не бояться никаких трудностей, и ты увидишь – чудеса случаются. Не в книжках и не в воображении, а в жизни и наяву.

статья опубликована в журнале "Женский журнал" в рубрике "Психо беседы с психологом"

Marie Claire (Ноябрь
Домашний Очаг (Октябрт"11). Наташа Кучеровская отвечает на вопросы читателей
Домашний Очаг (Август’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Журнал Корреспондент, статья Сеть недоступна (комментарий проф. Бондаренко А. Ф.)
Наш центр в Женском Журнале
Домашний Очаг (Июль’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Домашний Очаг (Июнь’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Домашний Очаг (Май’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Точка сгорания
Моббинг. Жестокие игры
Карьерные рифы
Игры разума
Большая перемена
Венец безбрачия
Бабочки и слоны
Другие Он и Она в начале третьего тысячелетия
Ловушки второго брака
Великая отечественная вина
Черный пиар коллег и подруг
Разлюбовь
Хочу!
Прости
Она возвращается или Lady like
Идеальные любовники
Мой любимый трус
Стоп машина
Думаешь надо брать?

Все телефоны

0671230067

Добрый совет
Как к Вам обращаться*
Телефон
E-mail
Выберите психолога*
Желаемая дата
Желаемое время
Ваши комментарии
Закрыть
1,5 часа Консультация

Откуда взялась традиция, что психологическая консультация длится один час, и почему в вашем Центре длительность консультации – полтора часа?

Практика проведения одночасовых консультаций связана с европейской и американской традицией психотерапии, где этот вид психологической помощи включен в медицинскую страховку. Длительность одного психотерапевтического приема, который оплачивается страховой компанией – 50 минут. Таким образом, время консультации определяется не содержанием деятельности, а формальными причинами.

В нашем Центре длительность психологической консультации составляет 90 минут, что выверено реальной практикой работы наших специалистов. Мы также заинтересованы в том, чтобы наши консультации:

  • были для Вас максимально эффективными;
  • позволяли при необходимости осуществить этап психологической диагностики;
  • исключали эмоциональное напряжение, связанное с возможностью нехватки времени;
  • не создавали намеренно ситуацию «привязывания» к психологу.

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Дорогие мамы и папы, вы должны быть готовы к тому периоды, который детские психологи называют кризисом 3-ех лет. Это один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ваш малыш пытается установить с вами новые, более глубокие отношения. Он осознает себя как активный субъект в мире предметов. Он произносит «я сам», стремится действовать в этом мире и изменять его. Если ваш ребенок стал упрямым….., просто постарайтесь пережить это время… и знайте, что все идет своим чередом…

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

В 8 – 12 лет на глазах тает желание учиться, быть самим собой, слушаться родителей, принимать авторитет взрослых. У родителей уходит почва из под ног.

Дорогие родители, это время когда ваш ребенок находится в поиске новых авторитетов. Помогите сформировать ему круг общения: дружите семьями с одноклассниками, поощряйте дружбу вашего ребенка со взрослыми людьми, которым вы доверяете. Примите взросление вашего ребенка.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

В 8 – 12 лет на глазах тает желание учиться, быть самим собой, слушаться родителей, принимать авторитет взрослых. У родителей уходит почва из под ног.

Дорогие родители, это время когда ваш ребенок находится в поиске новых авторитетов. Помогите сформировать ему круг общения: дружите семьями с одноклассниками, поощряйте дружбу вашего ребенка со взрослыми людьми, которым вы доверяете. Примите взросление вашего ребенка.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Как психолог и мама подростка, я знаю, что родительская любовь – одно из самых необходимых условий для благополучного развития ребенка, но виды любви бывают разные…

Излишняя забота, чрезмерный контроль, тесный эмоциональный контакт может привести к пассивности, несамостоятельности, сложностям в общении со сверстниками.

Высокие ожидания родителей, которые ребенок не всегда в состоянии оправдать приводят к тому, что в подростковом возрасте начинает формироваться комплекс неполноценности.

Если Вы чувствуете, что утрачиваете духовную близость с вашим подростком, обращайтесь к нашим специалистам, они обязательно вам помогут.

Таня Першина:

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Как психолог и мама подростка, я знаю, что родительская любовь – одно из самых необходимых условий для благополучного развития ребенка, но виды любви бывают разные…

Излишняя забота, чрезмерный контроль, тесный эмоциональный контакт может привести к пассивности, несамостоятельности, сложностям в общении со сверстниками.

Высокие ожидания родителей, которые ребенок не всегда в состоянии оправдать приводят к тому, что в подростковом возрасте начинает формироваться комплекс неполноценности.

Если Вы чувствуете, что утрачиваете духовную близость с вашим подростком, обращайтесь к нашим специалистам, они обязательно вам помогут.

Таня Першина:

Закрыть
Запись на консультацию:
Как к Вам обращаться*
Телефон
E-mail
Выберите психолога*
Желаемая дата
Желаемое время
Ваши комментарии
Закрыть