09.03.2011
Беседы с психологом
Какие странные слова мы выбираем, рассказывая о том, как мужчина ушел от одной женщины к другой! "Увели мужа", "отбили", "угнали". А покинутая жертва, в свою очередь, "не удержала", "не уследила", "слабо привязала". Как будто речь идет об, извините, баране, которого отбили от стада. Как будто угоняют не взрослого мужика, а иномарку, Почему же, описывая ситуацию, мы безошибочно пользуемся нужным словом: этот ушел сам, а этого увели? Да и кто они — угонщицы чужих мужчин?
Об этом Татьяна ПЕТКОВА беседует с профессором, доктором психологических наук Александром БОНДАРЕНКО.
Татьяна Петкова: Специалисты утверждают, что в последнее время количество "угонов" (когда мужчина уходит из вроде бы благополучной семьи к другой женщине) возросло. Действительно ли можно говорить о тенденции или это досужие вымыслы СМИ?
Александр Бондаренко: Это правда, и тому есть объяснение. За годы независимости мы пережили смену ценностей. Изменилось соотношение благополучных мужчин и одиноких женщин. Говоря проще, появились успешные богатые мужчины, но их мало в общей массе потенциальных женихов. "Принцев" мало, и на всех их не хватает. А неудачников, нереализованных мужчин стало больше. Что касается женщин, то современная жизнь — более жестокая и беспощадная — требует от них активности. Возросшая борьба за вымирающий класс — настоящих мужчин — привела к тому, что женщины все чаще прибегают к "угону" чужих мужей. Раньше, когда жизнь была стабильнее, люди имели запас времени. Женщина думала: ну, не выйду замуж сейчас, выйду через пару лет. Сегодня у нее обостряется жажда жить. Она хочет быть замужней, хочет растить детей. Принцип "на чужом несчастье счастья не построишь" для нее — пережиток. Не исключено, что любую ситуацию общения с мужчиной сегодняшняя женщина рассматривает преимущественно с позиции охотника.
Т. П.: Александр Федорович, в одной из ваших книг по психологии я прочитала любопытную классификацию мужчин и женщин. Из которой следует, что среди нас есть настоящие профи по части угона мужчин, а есть дамочки, которые, сколько бы ни пытались, никак не могут даже ничейного мужичка "припарковать" на свою стоянку. Точно так же и сильный пол: кого-то легко взять за веревочку и увести за собой, а кто-то упрется и ни за что не пойдет за соблазнительницей. В чем тут дело: в воспитании, в моральных принципах, во внешних данных?
А. Б.: Архетипы, о которых вы говорите, характеризуют образ жизни человека, очерчивают способы его поведения, влияют на устройство собственного мира. Понятно, что в чистом виде каждый тип встречается крайне редко, но, присмотревшись к своему любимому мужчине, женщина все-таки может найти в нем черты, которые в большей степени присущи тому или иному типу.
"Мудрец" — мужчина, который возвышается над действительностью и не любит участвовать в ежедневном мельтешении бытия. Игры, в которые играют окружающие (карьера, зарабатывание денег и т.д.), для него — суета, ненужная трата сил. Мужчина-"мудрец" пытается осмыслить, как устроен мир, в чем высшее предназначение человека. Его интересуют глобальные события, а не мелочи жизни.
В отличие от мудрецов, которых мало, "простаков" среди мужчин гораздо больше. Несмотря на название архетипа, эти люди могут быть умны, энергичны, предприимчивы, но они живут той логикой обстоятельств, которую им предлагает жизнь. Если сегодня посоветуют продавать водку, "простак" будет продавать водку. Завтра кто-то скажет, что нужно идти в политику — он послушается. Кто-то станет уверять, что он его наилучший друг и желает ему добра — "простак" поверит. Он принимает действительность за чистую монету.
"Герою" скучно жить без приключений и подвигов, поэтому он часто ввязывается в конфликты, мчится кого-то выручать, навязывает свою волю, позиционирует себя как спасителя. Иногда, спустя какое-то время, оказывается, что его подвиги никому не были нужны. Правда, частенько ему все-таки удается реализовать свою функцию защитника и реально помочь кому-то. Будучи подростком, "герой" мечтал работать в милиции, чтобы ловить бандитов. Или стать бандитом, чтобы гонять милиционеров. Роль не важна, главное — романтика.
Следующий поведенческий стереотип — "жертва", бытовое название — "неудачник". Этот мужчина, несмотря на свои, быть может, неплохие деловые качества и незаурядный ум, почему-то всегда оказывается побежденным. За что бы он ни взялся, логика обстоятельств его подомнет. Иногда такой мужчина не желает бороться за успех (ленится или комплексует по поводу возможной неудачи), а иногда просто не умеет быть гибким, идти на компромиссы. Ему чуть-чуть не хватает здорового авантюризма, силы, хитрости, чтобы противостоять обстоятельствам. Этот человек ничем в жизни не умеет распорядиться. Мужчина-жертва, кичась своей порядочностью и честностью, обвиняет остальных, более успешных, чем он, во всех смертных грехах.
Мужчина- "игрок" ловит кайф от авантюры, хитро закрученной интриги. В отличие от героя, игрок не обязательно стремится отстоять добро. Для него главное — срежиссировать интригу и красиво ее сыграть, будь то удачная сделка в торговле нефтью или отношения с двумя женщинами. Таких мужчин много повсюду. Они обаятельны, умны, изворотливы, но их ум — "коротковолновый". Они — гении ситуации. Часто, уйдя от одной женщины к другой, они не знают, что делать дальше. Да, он разыграл авантюру под названием "Меня добилась длинноногая красотка", а дальше ему уже неинтересно строить жизнь с новой спутницей. Начинаются поиски очередного приключения. "Злодей" в быту — мелкий тиран. Он получает садистическое удовольствие от своих пакостей. Ему нравится унижать женщину, заставлять ее нервничать, плакать. Он подпитывается чужими страданиями и специально инициирует мучительные ситуации: в семье, рабочей обстановке, в отношениях с друзьями. Сподличать, сделать кому-то больно — это для "злодея" что-то вроде утренней гимнастики. Столкнуть лбами двух или трех женщин, заставить их переживать и бороться за него — просто "разминка". Он может искренне любить одну из них, и так же искренне получать удовлетворение от того, что причиняет ей боль.
И, наконец, тип "художник". Этот мужчина, как правило, не стремится победить обстоятельства, да у него и не всегда получится. Как альтернатива реальной жизни, у него возникает идея создать свою действительность. Образно говоря, на серой стене реальности он рисует яркими красками свою картину, населяя ее придуманными персонажами. Женщины приходят в восторг от "художника", так как он творит свой собственный мир, такой непохожий на действительность за окном. Он придает значение деталям, для него не существует мелочей, он виртуозно владеет искусством ухаживания и обольщения.
Повторяю, большинство мужчин сочетают в себе несколько черт разных архетипов, не всегда ярко выраженных. Так вот, кто попадается в ловушку соблазна и над кем он не властен? Как ни странно, легче всего увести из семьи "героя" и "простака". "Героя" "покупают" на его жажду подвигов и спасения красивых, но несчастных женщин. Богатых "простаков" ловят на безмерное восхищение и лесть. "Художники" уходят сами по причине своей непредсказуемости. С остальными все непросто. "Мудрец" понимает, что каждая женщина — это новая проблема, и поэтому угону поддается со скрипом. "Игрока" больше "цепляет" власть и деньги, его может "заарканить" именно богатая и самодостаточная дама. А для "злодея" женщина — разменная монета, и часто та, которая его увела, впоследствии сама оказывается жертвой.
Т. П.: В вашей классификации отсутствует очень распространенный тип "деловой мужчина". Почему?
А. Б.: Одно дело — поведенческий стереотип, другое — работа. Ведь и банкир, и владелец завода может быть "игроком", "злодеем", "героем" — кем угодно. Перечисленных нами архетипов достаточно для того, чтобы охарактеризовать отношение мужчины к действительности. Речь не идет, заметьте, ни о его роде деятельности, ни о воспитании. Только о модели бытия.
Т. П.: Хорошо, теперь мы более-менее знаем, что рядом с нами живет либо "стойкий оловянный солдатик", не поддающийся угону, либо мужчина из группы риска, за которым нужен глаз да глаз. Осталось выяснить, какие же бывают женские архетипы? В том смысле, у каких женщин отбивают мужей, а какие сами у кого хочешь отобьют?
А. Б.: Начнем с классической "злодейки". Она же стерва, чертовка, хищница. Если мужчина-"злодей" получает удовольствие от разрушения вообще, то "злодейка" — от разрушения конкретных чужих отношений. Неважно, нужен ли ей этот мужчина или нет. Для "злодейки" главное — взять чужое. Если она имеет относительно "объекта" далеко идущие планы, то будет разрабатывать детальный план угона, если нет — попробует его просто соблазнить или хотя бы заинтересовать.
Т. П.: Александр Федорович, но ведь в природе женщины заложено желание нравиться. Каждая из нас подсознательно стремится обратить на себя внимание, заставить мужчину обернуться вослед. Что же, мы все немножечко злодейки?
А. Б.: Чисто женское рассуждение! Одно дело, когда женщина просто хочет понравиться, и совсем другое — когда она вся источает обещание. Она завораживает. Она подстраивается под реакцию мужчины. Она — носительница абсолютного и бессмысленного соблазна. Хрестоматийный пример — Клеопатра. Такая женщина обещает любовь, но редко умеет любить: как русалка, она зазывает в пучину, но подарить наслаждение не может (ниже пояса она-то рыба рыбой). Остается только утопить этого мужчину. "Злодейки" красивые, умные, обаятельные. Мои клиентки, у которых увели мужа, вопрошают: чем, ну чем она его приворожила?! Отвечаю: секрет — в обещании вечного блаженства. Всем своим поведением, всем внешним видом "злодейка" дает понять мужчине: со мной тебя ждет неземное счастье, все, чем ты жил до сих пор, — ерунда, со мной тебе будет лучше. Такая женщина, как камертон, настроена на мужчину, ловит каждое его слово, всячески поддерживает в нем уверенность, что он супермен и достоин лучшего.
Т. П.: Но ведь, кроме неземного блаженства, мужчине хоть иногда требуется свежая сорочка и горячий обед?
А. Б.: Этого мало, и многие женщины "спотыкаются", полагая, что домашний очаг — достаточное условие для счастливого брака. Это необходимое, но не достаточное условие. Возьмем архетип женщина-"простушка": доверчивые глаза и полное непонимание контекста происходящего. Как героини Натальи Гундаревой: простодушные, надежные. И не больше. На нее можно опереться, попросить помощи. Но в ней нет никакой загадки: она вся как на ладони. Искусством обольщать совершенно не владеет. Когда муж раздражается, она тихо плачет, не понимая, чем его прогневила: пирогов напекла, белье перегладила, а он не в духе. Его бесит ее предсказуемость! Как когда-то высказался один из мужей в подобной ситуации: "Ну, пусть я приду хоть раз с работы, дома пирогов нет, а она лежит в ароматизированной ванне и небрежно говорит: "Милый, что тебе предложить вместо ужина?" Улавливаете, да? У такой увести мужа, как вы догадываетесь, несложно. Достаточно только поманить вот этим отсутствующим в его жизни антуражем, непредсказуемостью, которой ему не хватает.
"Неудачница" слишком многого хочет и поэтому чувствует себя вечно невостребованной. Она хронически недовольна заработками мужа, его друзьями, купленной машиной и построенным домом. Я полагаю, что это барышни с большой долей мазохистского компонента. Они согласны приносить себя в жертву, но при этом постоянно ее оценивают и напоминают о ней мужчинам. А те, между прочим, очень не любят фразы, начинающиеся с "Я ради тебя..." Плата, которую требует женщина за свои жертвы, в конце концов, начинает висеть тяжелым грузом. И мужчина вполне может откликнуться на призыв другой женщины, которая не станет предъявлять ему счет за "жертву", а просто подарит себя — и будет счастлива.
Архетип "репортерша" не имеет отношения к профессии журналиста. Знаете, бывают такие репортеры — заносчивые, нахальные? Так вот женщина-"репортерша" — такая же агрессивно-поверхностная особа с претензиями. Она считает, что знает о мужчинах что-то такое, чего другим не дано. Видит их насквозь. Рубит с плеча правду-матку. Мужчины принимают ее самоуверенность за силу, за умение структурировать жизнь, и им это нравится. Такая женщина может заинтересовать чужого мужа тем, что как будто умеет решать все вопросы: у нее масса связей, она лихо расправляется с проблемами. Если у мужчины жена-"неудачница", то "репортерша" на ее фоне выглядит очень привлекательно.
Как видим, "злодейка" и "репортерша" — это потенциальные угон-щицы, а "простушка" и "неудачница" — в группе риска на угон мужа. Но есть также архетип женщины, которая способна удержать мужа, какую бы бездну счастья не сулила бы ему соблазнительница. Это — "истинная женщина", женщина-награда. Она сама по себе является для мужчины смыслом жизни, привносит в нее завершенность. Да, такая женщина — мечта многих, но немногие ее встречают в жизни. Зато, встретив, мужчина сразу же понимает, что это — Она. Понимаете, в чем дело: в сущности, мужчина ведь может жить с разными женщинами — и с этой, и с той. Или вообще можно жить одному, изредка наведываясь к кому-то в гости. Когда он встречает "истинную женщину" и влюбляется в нее, понимает: все, жизнь удалась, я буду только с ней. "Истинная женщина" настолько мудра, что сумеет нейтрализовать "злодейку", никогда не опустится до "простушки". Мне лично не известны случаи, когда мужчины уходили от женщин такого архетипа.
Т. П.: Не все мы "истинные женщины", но всем хочется знать: существует ли какая-то "противоугонная техника"?
А. Б.: Банально, но другого рецепта нет: нужно быть разной. Как-то мне один знакомый сказал: моя жена то толстеет, то худеет, и у меня ощущение, что со мной живут две разные женщины. Это, конечно, шутка, но на самом деле каждый мужчина мечтает о том, чтобы жена была разной. И простушкой, и стервой, и нахальной, и тихой. Неприступной в обществе и развратной с любимым. Губительно и смертельно быть в общении с мужем прозрачной до конца. Мужчина привыкает к одинаковости, она его раздражает, даже если это очень классная одинаковость. А на новизну мужчина реагирует поведением, которое еще Павлов назвал рефлексом "что такое?"
Настоящая женщина верна мужу, но не как парус кораблю. Она ценит супруга, но не как бриллиант, который никогда не превратится в графит. Она не будет жертвовать собой, и не станет предъявлять счет за жертву. Она то вселяет в него уверенность, то незаметно поступает так, чтобы мужу приходилось ее завоевывать. По секрету скажу: мужчина постоянно в плену противоречия между желанием постоянства и желанием кого-то завоевать. Угонщицы-злодейки хорошо об этом знают. Так почему же этим секретом не пользоваться законным женам?
статья опубликована в журнале "Женский журнал" в рубрике "Психо беседы с психологом"