Пн-Вс: 09:00-22:00

 
г. Киев ул. Саксаганского, 15 (067) 123 00 67 info@irnika.com.ua на карте

06.03.2011

 Беседы с психологом

Это единственный яд, который вырабатывается в человеческом организме, причем в огромных количествах. Подруге повысили зарплату, сосед выиграл в лотерею, коллега удачно вышла замуж – и вот уже заработали неизвестные науке железы, производя этот яд и пропитывая им каждую клеточку души и тела. Зависть растекается по всем органам, дурманит голову, парализует волю, отравляет дыхание. Мучается человек, страдает.  И не догадывается, что противоядие тоже в нем самом запрятано.

О том, у кого и почему рождается зависть; о чем она сигналит и как с ней бороться, беседуют Татьяна ПЕТКОВА и профессор, доктор психологических наук Александр БОНДАРЕНКО.

Татьяна Петкова: Александр Федорович, а что, собственно, это такое -  зависть? Мы ведь завидуем не всегда и не всем. Скажем, почему именно Сальери так завидовал Моцарту? Ведь в то же время жили и другие композиторы?

Александр Бондаренко: Зависть -  реактивное чувство, которое возникает в ответ на событие, снижающее личную самооценку человека. Есть несколько аксиом. Первая: мир несовершенен, хотя и по-своему упорядочен. Вторая: так как мир по-своему упорядочен и, значит, устойчив, в нем существует целая система балансировок, взаимных компенсаций. Иначе он бы просто рухнул бы, как детский волчок, когда сила притяжения перевешивает центробежную. А вот и третья аксиома: люди по-разному реагируют на несовершенство мира. Одни стремятся его улучшить, другие стремятся воспользоваться его несовершенством.

 

Т.П.: Кажется, я начинаю догадываться. К зависти склонны вовсе не те, кто жаждет совершенства!

А.Б.: Правильно. Обратите также внимание на то, что люди склонны определять несовершенство мира в терминах «справедливый – несправедливый». Если соединить вместе эти горючие субстанции - несправедливость мира (к себе, любимому) и страстное желание воспользоваться несовершенством мира в своих интересах - то в случае получения нулевого результата мы и будем иметь на выходе кипящую черную смолу зависти. Эта горячая темная масса не только поглотит бедную самооценку, но и выжжет дотла все внутренности, все чувства завидующего. Более того, она превратит его в одержимого завистью как манией. Ведь слово «зависть» по-русски, как, скажем, и «еnvy» по-английски, происходит от глагола «не видеть». В английском - от латинского «invidere» («не видеть»), а в русском «завидовать» буквально означает «переставать видеть». Кого же? Да того, кто получил то, на что и ты мог претендовать; того, кто получил то, что, на твой взгляд, не заслужено им на самом деле… Так что Сальери оказывается вполне понятным персонажем в сюжете зависти: при одном и том же королевском дворе служил, к тому же серьезный человек, вполне мог бы претендовать на столь же заслуженное им положение и почитание. Не то, что бесшабашный и легкомысленный Моцарт… Несправедливо! Так думал Сальери.

Т.П.:  А вы как думаете?

А.Б.: Я не разделяю гипотезы о справедливости или несправедливости мира. Я принимаю термин «несовершенство». Ведь, в сущности, от  каждого из нас зависит то, в какой степени это несовершенство будет выражено в каждый момент бытия. Мир человеческих отношений не дан нам в фиксированном состоянии раз и навсегда. Он зависит от наших поступков, стремлений, надежд и слабостей. Зависть, предательство, корысть, месть – это не неизменные физические величины. Это конкретные поступки конкретных людей с конкретными последствиями. Как и верность, мужество, благородство, самопожертвование. У нас, к сожалению,  чаще вспоминают нравственных уродов типа Сталина или Гитлера, чем великанов человеческого духа. В любой газете и выпуске теленовостей больше «чернухи», нежели позитива. Это стремление копаться в патологии и «не желать видеть» высокие образцы человеческого воплощения  – тоже, на мой взгляд, своеобразное проявление зависти. Мы не прочь польстить своему самолюбию, возвышаясь над бесконечно низменным, поскольку это не требует наших личных усилий.

Т.П.: Александр Федорович, правда ли, что существует специфическая женская зависть? Я имею в виду мнение Зигмунда Фрейда о «зависти к пенису» как о родовом отличии женской психологии – согласно этой теории, женщины по природе якобы существа куда более завистливые, нежели мужчины.

 

А.Б.: Позволю себе заметить, что не так уж много соображений Фрейда нашло подтверждение в современной психиатрии и психологии. За исключением, разумеется, действительно открытых им закономерностей психической защиты -  тех самых противовесов, компенсаций, о которых я говорил в начале интервью. В отношении женской зависти существует столько же мифов, сколько и в отношении мужской дружбы. Заметьте, кстати, что ни Моцарт, ни Сальери вовсе не женщины, хотя именно их отношения зафиксированы как стереотип зависти.

Т.П.: Так что же, пресловутой женской зависти не существует?

А.Б.: Отчего же. «Женское счастье», «женская зависть», «женская ярость», «женская месть» – это социальные стереотипы, которые служат чем-то наподобие маркеров или ярлыков. Ведь женщинам присуща большая эмоциональность, чем мужчинам. Здесь, по всей видимости, и зарыта собака: просто все проявления эмоций, которые характерны и для мужчин, у них ярче. Поэтому и говорят о специфических «женских» чувствах. Современные психологи не разделяют зависть по половому признаку. Вспомните себя, опросите подружек. Никто из них никогда не отмечал в себе зависти к пенису, правда? В наше время об этом смешно даже упоминать. Вы удивитесь, но о пресловутой женской зависти чаще заводят разговор мужчины, желая обесценить деловые успехи слабого пола: дескать, эти бизнесвумен завистливы, из кожи вон лезут, подражая мужчинам. Боюсь, что по мере интеллектуализации общественного производства и уменьшения доли физических нагрузок в повседневной жизни таким дешевым способом мужчинам уже не отвертеться на рынке рабочей силы от конкуренции женщин. Чтоб закрыть эту тему, озвучу просто фигуру умолчания, по причине которой возникает вопрос о женской зависти во фрейдизме. Дело в том, что в католицизме (Фрейд воспитывался в семье выкрестов-католиков) после кончины главы семейства наследником становился первенец мужского пола. А по «Русской правде» Ярослава Мудрого – вдова. И она могла по своему разумению наделять детей наследством в зависимости от их поведения. Вот в этом-то и секрет – в разности социокультурных стереотипов. А вовсе не в зависти девочек к мальчикам по анатомическим основаниям.

Т.П.: Получается, в отличие от западных барышень, наши женщины не такие завистливые?

А.Б.: Ну, это как сказать. Дело просто в различных культуральных нормах женской эмоциональности: где-то принято открыто выражать свои чувства, где-то - нет. Я много раз бывал в заграницах, и не однажды обсуждал со своими западными коллегами эту болезненную для них тему. Проблема зависти присутствует везде: и в благополучных обществах, и не очень, скажем так, сытых. В  той же Бельгии люди предпочитают покупать дома  в Голландии, чтобы избежать ненужных разговоров соседей. Незнакомый сосед безопаснее.

 

Т.П.: Мне кажется, что на Западе предпосылок для зависти все-таки меньше, чем в нашем нынешнем обществе. Александр Федорович, простите, но когда вчерашние подружки, выросшие в советские времена, встречаются и обнаруживают, что у одной – большой дом и доходный бизнес, а у другой – тесная конура и ненавистная работа, как трудно одной из них удержаться от зависти! Я недавно сама была свидетельницей тому, как в гостях одна женщина, увидев на другой потрясающие итальянские туфли, просто в лице переменилась. Надеюсь, вы не подумали, что от счастья. Эта женщина – моя знакомая, во многих отношениях она – человек замечательный, вполне успешный и может купить себе десять пар подобной обуви. А вы говорите, что женской зависти нет…

А.Б.: В данном случае вы столкнулись с «бесполой», обычной завистью. Ваша знакомая продемонстрировала нежелание видеть прекрасное вне отношения к себе. Ее поведение совершенно откровенно говорит о том, что она как минимум закомплексована, как максимум – несчастлива. Садомазохистский хвост личных проблем ужалил ее, впрыснув яд зависти – ну  как это происходит у скорпионов, кусающих самих себя. Наверное, никто не свободен от зависти. Если вы, увидев чьи-то успехи, сожалеете, что у вас этого нет – это понятно. Но если вы изо всех сил желаете, чтобы с человеком, которому вы завидуете, случилось что-то плохое – это именно черная зависть, «давящая жаба». В ее основе лежит темное и низкое желание «Я разрушу, сокрушу тех, что завладели благами, должными доставаться именно и, прежде всего, мне». Иными словами, чем меньше у человека возможностей и желаний создать что-то свое, тем сильнее его зависть. Чем ограниченнее личность,  тем вероятней, что зависть – одно из основных ее чувств. Да вспомните хотя бы булгаковского Шарикова, который, заручившись поддержкой Швондера, воевал за жилплощадь профессора Преображенского.

 

Т.П.: Понятно, есть злостные завистники, а есть обычные люди, которых время от времени нет-нет  да и кольнет «скорпиончик». Скажите, можно ли как-то противостоять собственному чувству зависти или достаточно хотя бы не показывать ее?

А.Б.: Скрывать зависть стоит в любом случае – это просто некрасиво. А лучше научиться с ней бороться. В самом начале беседы я не зря привел как аксиому утверждение о том, что существуют компенсаторные механизмы, поддерживающие равновесие любой системы - как общества, так и психики. Согласно социобиологической теории, у нас есть три принципиальных поведенческих стратегии: элементарное выживание, борьба за статус и стремление к свободе. Нетрудно догадаться, что менее всего склонны к зависти люди, ведущей жизненной стратегией которых является стремление к свободе, то есть к развитию, совершенству. Среди людей, поведенческая стратегия которых предусматривает обретение статуса - власти, денег - зависть будет наиболее частой и выраженной. Тут можно ожидать всего, чего угодно: предательства, коварства, подлости, и у каждого из нас в памяти найдутся примеры, когда из-за зависти ссорились лучшие друзья, рушились семьи, распадались фирмы. А в третьей поведенческой стратегии – выживании – речь, скорее, может идти об элементарной агрессии, либо о безусловной поддержке себе подобного. Если зависть и проявляется тут, то лишь  как свойство человека.

А что касается борьбы с собственным «скорпиончиком», выбирайте жизненную стратегию свободы . И тогда, встретившись с успешным человеком, вы будете чувствовать себя с ним на равных и думать: «У него есть то-то. Ну и что? А у меня есть то-то и то-то». Компенсируйте свою зависть работой на упреждение: осуществите свою мечту, добейтесь намеченной цели. Иными словами, дайте другим повод позавидовать вам. И ваша собственная зависть умрет, не успев родиться.

Т.П.: Александр Федорович, мы довольно долго говорим о черной зависти и совсем оставили без внимания зависть белую…

А.Б.: А ее попросту не существует. То, что мы называем белой завистью, является либо стимулом, подвигающим на здоровое соперничество, либо бескорыстной радостью за другого человека. Способны на белую зависть люди, которые мудры и понимают: жизнь у каждого – своя, и прожить чужую невозможно. Зато запросто можно не прожить свою. Поэтому нас должно беспокоить не то, почему у других появляются блага, а то, почему у нас их нет. Есть разница, правда? Но надо признать, что в жизни далеко не всем под силу разобраться с собственной завистью. Ведь это не только чувство. Зависть существует как поведенческий компонент, следствие жизненной стратегии. И зависть существует как личностная установка, то есть как свойство человека. Это многообразие явления и делает его столь опасным и трудно изживаемым. Поэтому с завистью в том или ином виде мы можем столкнуться где угодно: в семье, когда один ребенок завидует другому, или жена – мужу (и наоборот), в творческом коллективе, на работе, в отношениях соседей, друзей, в студенческой группе, повторю – где угодно.

Т.П.: В семье бывает, что один ребенок ревнует к другому, муж ревнует жену, да и друзья нередко ревнуют друг друга к приятелям…Что общего у ревности  и  зависти?

А.Б.: Ревность - зависть, вывернутая наизнанку. Завидуют ведь, когда не получают того, на что, быть может, неосознанно претендуют. А ревнуют, когда ощущают, что у них  отнимают уже принадлежащее им в пользу другого. Крик-то один: «Мое!», только повод разный: в одном случае не досталось, а в другом – отобрали. Общее между ними - чувство горячей обиды.

Т.П.: Актуальный вопрос: как уберечь себя от чужой зависти, от завистливых людей?

А.Б.: Обратите внимание: более примитивное легко разрушает более сложное. Вирус убивает человека. Зависть убивает отношения. Иного совета, как исключить из своего круга общения завистливых людей, не существует. Дружите с теми, у кого есть повод гордиться собой, с теми, кто не ищет повод ненавидеть других лишь потому, что у них все хорошо. Не пытайтесь поделиться с завистником частью того, что у вас есть. Это бесполезно: ведь он не столько хочет иметь то же самое, столько желает, чтобы вы лишились всего. Отходите от таких людей на безопасное расстояние.

И помните: завистливые люди глубоко несчастны. Зависть - страдание, от которого никто не застрахован. Особо мучительное страдание возникает тогда, когда мы пытаемся скрыть ее от себя. Человек не потому нечестен, что болен и скрывает болезнь. А часто потому болен, что нечестен сам с собой. Желая другому: «Чтоб у него машина сгорела, а дом затопило», мы ведь на самом деле стремимся разрушить то, что нам нравится, что хотим иметь, вот какой парадокс! Завистник отрицает то, что в глубине души ценит больше всего! На самом деле он восхищается автомобилем и новым домом приятеля. Но в результате неосознаваемого механизма инверсии он отказывает себе в возможности искренне полюбоваться замечательными достижениями друга лишь по той простой причине, что они – друга, а не его собственные. Зависть - инверсия,  переворачивание с ног на голову потребности в совершенстве, в счастье, в любви. И единственный способ избавиться от собственной зависти – реализовать эту потребность.

статья опубликована в журнале "Женский журнал" в рубрике "Психо беседы с психологом"

Marie Claire (Ноябрь
Домашний Очаг (Октябрт"11). Наташа Кучеровская отвечает на вопросы читателей
Домашний Очаг (Август’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Журнал Корреспондент, статья Сеть недоступна (комментарий проф. Бондаренко А. Ф.)
Наш центр в Женском Журнале
Домашний Очаг (Июль’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Домашний Очаг (Июнь’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Домашний Очаг (Май’11) – Наталья Кучеровская отвечает
на вопросы читателей.

Точка сгорания
Моббинг. Жестокие игры
Карьерные рифы
Игры разума
Большая перемена
Венец безбрачия
Бабочки и слоны
Другие Он и Она в начале третьего тысячелетия
Ловушки второго брака
Великая отечественная вина
Черный пиар коллег и подруг
Разлюбовь
Хочу!
Прости
Она возвращается или Lady like
Идеальные любовники
Мой любимый трус
Стоп машина
Думаешь надо брать?

Все телефоны

0671230067

Добрый совет
Как к Вам обращаться*
Телефон
E-mail
Выберите психолога*
Желаемая дата
Желаемое время
Ваши комментарии
Закрыть
1,5 часа Консультация

Откуда взялась традиция, что психологическая консультация длится один час, и почему в вашем Центре длительность консультации – полтора часа?

Практика проведения одночасовых консультаций связана с европейской и американской традицией психотерапии, где этот вид психологической помощи включен в медицинскую страховку. Длительность одного психотерапевтического приема, который оплачивается страховой компанией – 50 минут. Таким образом, время консультации определяется не содержанием деятельности, а формальными причинами.

В нашем Центре длительность психологической консультации составляет 90 минут, что выверено реальной практикой работы наших специалистов. Мы также заинтересованы в том, чтобы наши консультации:

  • были для Вас максимально эффективными;
  • позволяли при необходимости осуществить этап психологической диагностики;
  • исключали эмоциональное напряжение, связанное с возможностью нехватки времени;
  • не создавали намеренно ситуацию «привязывания» к психологу.

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Дорогие мамы и папы, вы должны быть готовы к тому периоды, который детские психологи называют кризисом 3-ех лет. Это один из наиболее трудных моментов в жизни ребенка. Ваш малыш пытается установить с вами новые, более глубокие отношения. Он осознает себя как активный субъект в мире предметов. Он произносит «я сам», стремится действовать в этом мире и изменять его. Если ваш ребенок стал упрямым….., просто постарайтесь пережить это время… и знайте, что все идет своим чередом…

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

4 – 7 лет – это золотое время детства. Ваш ребенок хочет быть ребенком: он хочет дружить, играть, радоваться, фантазировать, баловаться.… Отвечайте вашему малышу на все его вопросы, в игровой форме вместе изучайте мир, и не лишайте вашего ребенка детства.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

В 8 – 12 лет на глазах тает желание учиться, быть самим собой, слушаться родителей, принимать авторитет взрослых. У родителей уходит почва из под ног.

Дорогие родители, это время когда ваш ребенок находится в поиске новых авторитетов. Помогите сформировать ему круг общения: дружите семьями с одноклассниками, поощряйте дружбу вашего ребенка со взрослыми людьми, которым вы доверяете. Примите взросление вашего ребенка.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

В 8 – 12 лет на глазах тает желание учиться, быть самим собой, слушаться родителей, принимать авторитет взрослых. У родителей уходит почва из под ног.

Дорогие родители, это время когда ваш ребенок находится в поиске новых авторитетов. Помогите сформировать ему круг общения: дружите семьями с одноклассниками, поощряйте дружбу вашего ребенка со взрослыми людьми, которым вы доверяете. Примите взросление вашего ребенка.

Таня Першина

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Как психолог и мама подростка, я знаю, что родительская любовь – одно из самых необходимых условий для благополучного развития ребенка, но виды любви бывают разные…

Излишняя забота, чрезмерный контроль, тесный эмоциональный контакт может привести к пассивности, несамостоятельности, сложностям в общении со сверстниками.

Высокие ожидания родителей, которые ребенок не всегда в состоянии оправдать приводят к тому, что в подростковом возрасте начинает формироваться комплекс неполноценности.

Если Вы чувствуете, что утрачиваете духовную близость с вашим подростком, обращайтесь к нашим специалистам, они обязательно вам помогут.

Таня Першина:

Закрыть
Детский психолог рекомендует:

Как психолог и мама подростка, я знаю, что родительская любовь – одно из самых необходимых условий для благополучного развития ребенка, но виды любви бывают разные…

Излишняя забота, чрезмерный контроль, тесный эмоциональный контакт может привести к пассивности, несамостоятельности, сложностям в общении со сверстниками.

Высокие ожидания родителей, которые ребенок не всегда в состоянии оправдать приводят к тому, что в подростковом возрасте начинает формироваться комплекс неполноценности.

Если Вы чувствуете, что утрачиваете духовную близость с вашим подростком, обращайтесь к нашим специалистам, они обязательно вам помогут.

Таня Першина:

Закрыть
Запись на консультацию:
Как к Вам обращаться*
Телефон
E-mail
Выберите психолога*
Желаемая дата
Желаемое время
Ваши комментарии
Закрыть